Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 1, С. 48–65
УДК: 
18+7.01+378.14+316.77

Композиционное мышление и саморазвитие будущего хореографа: формирование навыков организации сценического пространства

Портнова Т. В. 1 (Москва, Россия)
1 РГУ им А.Н. Косыгина
Аннотация: 

Проблема и цель. Рассматривая зрелищную природу театрального образа, автор обращается к различным аспектам организации сценического пространства, образуемого на планшете сцены. Специфика композиционного мышления будущего хореографа включает различные компоненты пространства, создаваемые архитектурной средой сценической площадки, скульптурными формами и ракурсами исполнителей, цветовой палитрой, светом, линейной и воздушной перспективой, необходимой для грамотного и гармоничного построения хореографического спектакля. В современном танцевальном искусстве используются разнообразные средства, позволяющие создать на сцене яркий хореографический образ, поэтому проблема развития композиционного мышления будущего хореографа является актуальной.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей процесса освоения принципов организации хореографического пространства студентами, обучающимися по направлению «Балетная режиссура», с использованием синтеза пластических искусств и современных цифровых технологий, включенных в контекст единого постановочного процесса.
Методология. Методология исследования использует интегративный метод и метод системного анализа, при помощи которых рассмотрены авторские хореографические концепции конца XIX – начала XX вв., лежащие в основе традиционных и нетрадиционных педагогических систем обучения. Исследуется обучающая методология композиционного построения сценического пространства, строящаяся на основе фронтального, конструктивного, колористического, декоративного уровней. Также рассмотрено направление так называемой компьютерной хореографии, которая приобретает все более значимые позиции как в хореографическом искусстве, так и в образовательном процессе будущих хореографов.
Результаты. Установлено, что включение в практический курс различных заданий, предлагающих студентам множество возможностей для творческого самовыражения и экспериментов с различными стилями и жанрами танца в пространстве сцены, направлено на формирование их интеллектуальных и творческих способностей.
Исследование пространственных возможностей сцены повышает постановочную культуру в обучающем процессе и саморазвитии режиссеров-хореографов. Также обращено внимание на перспективы использования в образовательном процессе будущих хореографов современных цифровых технологий одновременно как средства для обучения и эффективного инструмента для их творческой деятельности.
Заключение. Проблема композиционного мышления будущего хореографа может быть разрешена посредством формирования целостного восприятия хореографического искусства. Сценография занимает важное место в танцевальных постановках. В сценическом пространстве реализуется авторская идея, которой должно быть подчинено всё: творческие задачи, композиционный замысел, предметная основа. Гармоничное сочетание всех составляющих позволяет создать уникальное хореографическое пространство, которое является одним из условий успеха постановки. Знания, получаемые студентами хореографической режиссуры, должны быть основаны на комплексном использовании композиционно-визуальных характеристик пластических элементов и анализа сценического пространства. Необходимы дальнейшие исследования возможностей и рисков применения современных цифровых технологий в творческом процессе и в обучении режиссеров-хореографов.

Ключевые слова: 

сценическое пространство; балетмейстерское мышление; хореографическое образование; планшет сцены; методы композиционного построения; синтез искусств; цифровые технологии

Библиографическая ссылка:
Портнова Т. В. Композиционное мышление и саморазвитие будущего хореографа: формирование навыков организации сценического пространства // Science for Education Today. – 2025. – № 1. – С. 48–65. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.03
Список литературы: 
  1. Астафьева, Т. В., Кудашов В. Ф. Интеграционно-дистанционная форма постановки современных театрализованных представлений и праздников как результат развития медиатехнологий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 52. – С. 56-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44258001
  2. Вернигора О. Н. Индивидуальная траектория образования как фактор подготовки студента по направлению «Хореографическое искусство» // Научно-педагогическое обозрение. – 2024. – № 1. – С. 47-53. URL: https://elibrary.ru/cblups  DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-47-53 
  3. Григорьянц Т. А., Киселева В. А. Семиотика сценического пространства: проблемы режиссерского высказывания // Вестник Кемеровского Государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 36. – С. 97-102. URL: https://elibrary.ru/wzqixf
  4. Грызунова О. В., Петухов Ю. Н. Понятие компьютерной хореографии и современные направления компьютеризации постановочного процесса // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2022. – № 6. – С. 6-18. URL: https://elibrary.ru/rognks 
  5. Дробышева Е. Э., Ногинова Т. К. Визуальное решение балетного спектакля: опыт концептуального осмысления // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2024. – № 4. – С. 115-129. URL: https://elibrary.ru/wikfzp 
  6. Спиридонова А. М. Лучизм в театре: концепция сценического света // Артикульт. – 2024. – № 3. – С. 34-43. URL: https://elibrary.ru/yeasqd  DOI: https://doi.org/10.28995/2227-6165-2024-3-34-43
  7. Arjona K. Making it Stick: Exploring Teaching Tools for Choreography Retention in High School Musicals // Master's Theses. – 2023. – P. 285. URL: https://digscholarship.unco.edu/theses/285
  8. Banevičiūtė B. Aspects of Dance Teacher Education: Analysis of Students’ Dance Education Research // Pedagogika. – 2015. – Vol. 117 (1). – P. 110-117. DOI: https://doi.org/10.15823/p.2015.071
  9. Bejtic Z. The Pedagogy of Creative Disciplines: Teaching Techniques and Approaches That Increase Students’ Intrinsic Motivation in A Studio Classroom // Proceedings of The International Conference on Advanced Research in Education. – 2019. DOI: https://doi.org/10.33422/educationconf.2019.03.108 

10. Butterworth J. Teaching choreography in higher education: a process continuum model // Research in Dance Education. – 2004. – Vol. 5 (1). – P. 45-67. DOI: https://doi.org/10.1080/1464789042000190870

11. Drazena G., Mirela М. Creativity in Higher Education // Universal Journal of Educational Research. – 2015. – Vol. 3 (9). – P. 598-605. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2015.030903

12. Hasgül E., Gümüştaş S. The Choreography of Space with Body // A Body Living and Not Measurable: How Bodies are Constructed, Scripted and Performed Through Time and Space. – 2016. – P. 99–110. DOI: https://doi.org/10.1163/9781848884373_011 

13. Marquis E., Vajoczki S. Creative Differences: Teaching Creativity Across the Disciplines // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. – 2012. – Vol. 6 (1). – P. 6. DOI: https://doi.org/10.20429/ijsotl.2012.060106

14. Sally G. The Dancer, the Choreographer and Modern Dance Scholarship: A Critical Reading // Dance Research: The Journal of the Society for Dance Research. – 2007. – Vol. 25 (1). – P. 35-53. DOI: https://doi.org/10.1353/dar.2007.0018

15. Stanger A. The Choreography of Space: Towards a Socio-Aesthetics of Dance // New Theatre Quarterly. – 2014. – Vol. 30 (1). – P. 72–90. DOI: https://doi.org/10.1017/S0266464X14000098 

16. Viaud-Delmon I., Mason J., Haddad K., Noisternig. M. A Sounding Body in a Sounding Space: the Building of Space in Choreography – Focus on Auditory // Dance Research. – 2011. – Vol. 29. – P. 433-449. DOI: https://doi.org/10.3366/drs.2011.0027

17. Yang L., Qian Z. Characteristics and Influence of Multimedia Technology on Dance Choreography // Journal of Contemporary Educational Research. – 2022. – Vol. 6 (1). – P. 52-55. DOI: https://doi.org/10.26689/jcer.v6i1.2842 

Дата публикации 28.02.2025