Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 1, С. 183–200
УДК: 
159.942.2+37.015.31+316.752.4

Психологическое благополучие личности в семейном взаимодействии: особенности влияния эмоционального интеллекта

Шкрябко И. П. 1 (Армавир, Россия), Попова А. А. 1 (Армавир, Россия), Вареца Е. С. 1 (Армавир, Россия), Белоус О. В. 1 (Армавир, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Семья как одна из базовых доминант развития личности определяет характер социализации человека. Соответственно, качество атмосферы в семье позволяет полноценно использовать возможности ребенка. В современной семье на первый план выходит эмоциональная удовлетворенность отношениями, когда ожидаемы забота, понимание, психологическое благополучие. Эмоциональный интеллект помогает формировать психологическое благополучие личности. Если это есть, то удовлетворенность браком повышается, если этого нет, то союз чаще всего распадается. Именно эмоциональный интеллект лежит в основе способности создавать глубокие, прочные семейные отношения и предотвратить эмоциональное выгорание супругов, которое отражается на эмоциональном фоне детей.
Цель работы – определить специфику характера влияния эмоционального интеллекта на семейные отношения, в частности на психологическое благополучие личности в семейном взаимодействии.
Методология. В качестве методологического подхода был выбран системный подход, рассматривающий семью как целостную систему с определенной микродинамикой, на которую влияют различные факторы. Понимание личности членов семьи как сложной психической системы актуализирует рассмотрение эмоционального интеллекта. В ходе теоретического анализа использовались анализ, обобщение и моделирование. В ходе эмпирического исследования использовались тестирование, беседа, анкетирование, статистический анализ полученных данных. Выборка составила 30 человек, состоящих в браке. Стаж семейных отношений 7–17 лет.
Результаты. Результаты эмпирических данных демонстрируют практическую значимость эмоционального интеллекта в обеспечении удовлетворенности семейной жизни человека, позволяющей успешно решать задачи родительства.
Так, 17 % выборки, имеющие высокий уровень эмоционального интеллекта, представили выбор семейных ценностей, связанных с общением, искренностью, открытостью, показали удовлетворенность своим браком, настроенность на совместное решение семейных проблем, поддержку состояния детей.
Заключение. На основе теоретического анализа литературы и полученных данных по итогу эмпирического исследования по проблеме показана необходимость развития эмоционального интеллекта как детерминанты влияния на характер поддержки оптимальных детско-родительских отношений через качество семейных отношений. Эмоциональный интеллект позволяет членам семьи лучше понимать себя и других, эффективно управлять эмоциями, улучшать коммуникативные навыки и создавать эмоционально богатую, здоровую семейную среду.

Ключевые слова: 

эмоциональный интеллект; семейные отношения; удовлетворенность браком; осознанность; социализация; кризис

Библиографическая ссылка:
Шкрябко И. П., Попова А. А., Вареца Е. С., Белоус О. В. Психологическое благополучие личности в семейном взаимодействии: особенности влияния эмоционального интеллекта // Science for Education Today. – 2025. – № 1. – С. 183–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.09
Список литературы: 
  1. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35586158
  2. Батенова Ю. В., Филиппова О. Г. Оценка эффективности развития эмоциональной экспрессивности и саморегуляции как показателей социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 69–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.04
  3. Богуш В. В., Петрова Е. А., Полионова А. В., Харитонова Н. Ф. Особенности эмоционального отношения к супругу и удовлетворенности браком женщин из бездетных семей и семей с детьми // International Journal of Medicine and Psychology. – 2023. – Т. 6, № 5. – С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54259058  
  4. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35629234  DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205   
  5. Вареца Е. С., Белоус О. В. Исследование содержания эмоционального выгорания у специалистов реабилитационных центров // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 223–240. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.11
  6. Добрин А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 65–85. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.04
  7. Кожухарь Г. С. Качество межличностных отношений и удовлетворенность браком молодых людей // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 143-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45074582  DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120110   
  8. Комарова О. Н., Рассказова А. Л. Характер эмоциональных отношений в браке в контексте самоактуализации личности супругов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – № 1. – С. 15-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63633098  DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2024.1.015   
  9. Комлик Л. Ю., Меренкова В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 3. – С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30621538  

10. Лаврентьева З. И., Койнова-Цёльнер Ю. В., Ромм Т. А. Тенденции развития социального воспитания детей в постиндустриальном обществе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 121–130. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.13

11. Лыкова И. А., Майер А. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 200–224. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11

12. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метапознание учебной деятельности студентов с разным уровнем психической саморегуляции // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 104–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.06

13. Попова Т. В., Волошина И. А., Коурова О. Г. Психофизиологические механизмы коррекции поведения человека для обеспечения его биосоциальной безопасности // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 212–226. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.09

14. Робертс Р., Мэттьюс Д., Зайднер М. Люсин Д. В., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 4. – С. 3-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19429300  

15. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Никитина А. А., Осипенко Е. И. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом // Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 71-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46548034  

16. Султанова А. В. Психологическая совместимость брачных партнеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 76-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12864584  

17. Циммерман Н. В., Кожевникова М. Н. Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 120–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.07

18. Шлыкова Н. И., Полянина О. И. Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин // Психология и психотехника. – 2016. – № 5. – С. 415-419. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26713625 DOI: https://doi.org/10.7256/2070-8955.2016.5.20156  

19. Шульга Т. И., Антипина М. А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. – 2012. – № 3. – С. 32-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18289378

20. Gavilanez M. L. M, Alvarado R. C., Yance C. N. Mediation of school conflict. Incidence in the development of emotional intelligence // Revista Conrado. – 2019. – Vol. 15. – P. 399-404. URL: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/1091/1100  

21. Safina A. M., Arifullina R. U., Ganieva A. M., Katushenko O. A. Emotional intelligence in teacher's activities // Journal of History Culture and Art Research. – 2020. – Vol. 9 (2). – P. 61-71. DOI: https://doi.org/10.7596/taksad.v9i2.2677   

22. Schutte N. S. Emotional intelligence and task performance // Imagination, Cognition & Personality. – 2020. – Vol. 20 (4). – P. 347-354. DOI: https://doi.org/10.2190/j0x6-bhtg-kpv6-2uxx  

23. Thompson C. L. The Development of Emotional Intelligence, Self-Efficacy, and Locus in Master Business Administration Students // Human Resource Development Quarterly. – 2020. – Vol. 31 (1). – P. 113-131. DOI: https://doi.org/10.1002/hrdq.21375  

24. Wang C.-J. Facilitating the emotional intelligence development of students; Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2019. – Vol. 25. – P. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100198  

25. Wolff S. B., Emotional intelligence as the basis of leadership emergence in selfmanaging teams // The Leadership Quarterly. – 2022. – Vol. 13 (5). – P. 505-522. DOI: https://doi.org/10.1016/s1048-9843(02)00141-8

Дата публикации 28.02.2025