Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 1, С. 201–220
УДК: 
303.446.23+37.03+37.015.31

Формирование межкультурной компетентности обучающихся в высшей технической школе: оценка содержания и эффективности

Мехришвили Л. Л. 1 (Тюмень, Россия), Новикова А. А. 2 (Тобольск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет"
2 Тобольский индустриальный институт, филиал ТИУ в г. Тобольске
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор педагогических, лингвистических и психолого-социальных исследований, посвященных изучению многомерного конструкта «межкультурная компетентность», а также рассматривается проблематика формирования межкультурных компетенций обучающихся в современной высшей технической школе в аспекте развития востребованных надпрофессиональных навыков.
Цель исследования – выявление компонентов конструкта «межкультурная компетентность» и определение уровня их сформированности у обучающихся высшей технической школы, а также определение эффективных механизмов их развития.
Методология. Методами исследования являются анализ научной литературы по заявленной проблематике, методы обобщения и сравнительного анализа, методы математической статистики, эмпирические методы: тесты-опросники и шкальные техники.
Результаты. На основе анализа теоретических источников и эмпирических результатов изучаемого вопроса были определены специфические структурные компоненты конструкта «межкультурная компетентность», включающие в себя лингвокультурные, социокультурные и личностно-ориентированные аспекты. В результате проведенных эмпирических исследований авторами было выявлено, что большинство российских обучающихся высшей технической школы имеют средний уровень сформированности межкультурной компетентности, в отличие от иноязычных студентов, продемонстрировавших уровни «выше среднего» и «высокий». Авторами отмечается, что в рамках анализа современной компетентностной образовательной модели определена высокая степень корреляции между уровнем сформированности аспектов «гибких навыков» и компонентами межкультурной компетентности обучающихся.
Заключение. В заключении делается вывод, что востребованность межкультурного взаимодействия в научной, культурной, социальной и личностной сферах обусловливает необходимость формирования лингвокультурного, социокультурного, личностно-ориентированного компонентов конструкта межкультурной компетентности.
Несмотря на включенность межкультурной компетентности в индекс универсальных компетенций ФГОС, закон «Об образовании», в образовательном пространстве высшей технической школы эффективные механизмы ее формирования разработаны недостаточно, поскольку подавляющая часть респондентов-обучающихся демонстрирует «средний уровень» развитости компонентов межкультурной компетентности. В ходе исследования была выявлена тесная связь между уровнем сформированности гибких навыков и компонентами межкультурной компетентности, а также определены эффективные образовательные технологии их формирования.

Ключевые слова: 

межкультурная компетентность; высшая техническая школа; гибкие навыки; интерактивные образовательные технологии.

Библиографическая ссылка:
Мехришвили Л. Л., Новикова А. А. Формирование межкультурной компетентности обучающихся в высшей технической школе: оценка содержания и эффективности // Science for Education Today. – 2025. – № 1. – С. 201–220. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.10
Список литературы: 
  1. Kožo A., Bulog I., Wilczewski M., Misoska A. T., Honsová P., Mileva I. Culture and Preferred Leadership Behaviors: A Cross-Cultural Exploration of Slavic Nations // Cross-Cultural Research. – 2024. – Vol. 58 (4). – P. 395–407. DOI: https://doi.org/10.1177/10693971241266282
  2. Жукова Т. А., Богословский В. И., Гладкая И. В., Андреева Е. Ю., Джуринский А. Н. Перспективы развития подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях опережающего обучения // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 178–197. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.09
  3. Брега О. Н. Оценка уровня сформированности профессиональной межкультурной метаязыковой компетенции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2017. – № 2. – С. 25-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29344102  DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-25-30
  4. Новикова А. А. Исследование влияния современных образовательных технологий на формирование когнитивной компетентности обучающихся // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 2. – С. 57-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699839 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.03
  5. Livermore D., Van Dyne L., Ang S. Organizational CQ: cultural intelligence for 21ˢᵗ-century organizations // Business Horizons. – 2022. – Vol. 65 (5). – P. 671-680. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.bushor.2021.11.001
  6. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2. – С. 120–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50328756 DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132
  7. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 111–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50026299 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.05
  8. Adler N. J., Aycan Z. Cross-Cultural Interaction: What We Know and What We Need to Know // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 5 (1). – P. 307-333. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104528.
  9. Borzova E. V., Shemanaeva M. A. Interconnected development of intercultural competence and soft skills through tasks in foreign language education at a university // Perspectives of Science and Education. – 2022. – No. 4. – P. 307-319. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49391224 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.18
  10. Leung K., Ang S., Tan M. L. Intercultural Competence // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2014. – Vol. 1 (1). – P. 489-519. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091229 DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091229  
  11. Dyne L. V., Ang S., Ng K. Y., Rockstuhl T., Tan M. L., Koh C. Sub-Dimensions of the Four Factor Model of Cultural Intelligence: Expanding the Conceptualization and Measurement of Cultural Intelligence // Social and Personality Psychology Compass. – 2012. – Vol. 6 (4). – P. 295-313. https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2012.00429.x
  12.  Дагбаева Н. Ж., Самошкина Я. С. Межкультурная коммуникация: опыт взаимодействия студентов России и восточных приграничных стран // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 4. – С. 37-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34941320 DOI: https://doi.org/10.26170/po18-04-05
  13. Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 374-380. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30752982 DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380
  14.  Гриценко В. В., Павлова О. С., Ткаченко Н. В., Усубян Ш. А., Хухлаев О. Е., Шорохова В. А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 108-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44419715 DOI:  https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090310
  15.  Акопова М. А. Исследование влияния метакогнитивных процессов на изменение успеваемости студентов-педагогов по психологическим дисциплинам // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 22–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623126 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.02
  16. Батаева Е. В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 4. – С. 36–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37422323 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-36-59  
  17. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47447640 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06  
  18. Васецкая Н. О. Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики // Мир новой экономики. – 2020. – № 1. – С. 101–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42691066 DOI: https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107  
  19. Гриншкун В. В., Заславская О. Ю. Уроки пандемии: новые стратегии и технологии обучения // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, № 3. – С. 5–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49326640 DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-3-5-11  
  20. Tran Th., Admiraal W., Saa N. Effects of critical incident tasks on the intercultural competence of English non-majors // Intercultural Education. – 2019. –Vol. 30 (6). – P. 618–633. DOI: https://doi.org/10.1080/14675986.2019.1664728
Дата публикации 28.02.2025