Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 6, С. 276–298
УДК: 
37.032.2+172.12+316.77

Особенности формирования гражданской идентичности и субъектности студенческой молодежи педагогического вуза

Еникеева И. И. 1 (Уфа, Россия), Юлбаев Р. З. 2 (Уфа, Россия), Абдрахманова Ф. Р. 2 (Уфа, Россия), Мусифуллин С. Р. 2 (Уфа, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет
2 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема развития гражданского образования в условиях глобализирующегося социума. Цель исследования – выявить особенности формирования гражданской идентичности и субъектности студенческой молодежи педагогического вуза.
Методология. Выполнен тематический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам развития гражданского образования в условиях глобализирующегося социума. Методология исследования включает системный подход, теоретико-методологический анализ, а также психодиагностические и статистические методы.
Результаты. В статье исследуются актуальные вопросы гражданского образования и политики вовлечения молодежи в социальные процессы, выявляются ключевые педагогические практики, способствующие развитию гражданской активности. Авторами представлены результаты анализа влияния педагогических стратегий на развитие гражданской субъектности студенческой молодежи и выявления эффективных методов образовательной работы, способствующих повышению гражданской идентичности и участия молодежи в демократических процессах.
Подчеркивается, что интеграция активных методов обучения, таких как общественные инициативы и ролевые игры, способствует повышению не только мотивации студентов, но и их готовности к участию в политических процессах.
Авторами отмечается, что образовательные программы должны быть адаптированы к современным требованиям общества и включать элементы гражданского образования с целью формирования активных и ответственных граждан.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов эмпирического исследования делается вывод о том, что успешная реализация образовательных стратегий, направленных на формирование гражданской субъектности, требует комплексного подхода, объединяющего активные методы преподавания и практическое применение знаний в реальной жизни студентов. Результаты исследования подчеркивают необходимость постоянной работы образовательных учреждений по созданию демократической среды, способствующей развитию активной гражданской позиции у молодежи.

Ключевые слова: 

образовательные факторы; демократическая среда; гражданская идентичность; гражданская субъектность; студенческая молодежь

Библиографическая ссылка:
Еникеева И. И., Юлбаев Р. З., Абдрахманова Ф. Р., Мусифуллин С. Р. Особенности формирования гражданской идентичности и субъектности студенческой молодежи педагогического вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 276–298. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.12
Список литературы: 
  1. Бабинцев В. П., Ушамирский А. Э. Концепция субъектности молодежи как симулякр социологической науки // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. – 2018. – № 3. – C. 414–420. DOI: https://doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-3-414-420  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36493118
  2.  Васильева С. В., Микляева А. В. Социально-психологические предпосылки конструктивного патриотизма подростков и молодежи: систематический обзор эмпирических исследований // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 55–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.03
  3. Верещагина М. В., Карслян Ж. П. К проблеме формирования гражданской идентичности студентов // Современные технологии в образовании. – 2021. – № 21. – С. 61–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46568119
  4. Жукова Т. А., Богословский В. И., Дроботенко Ю. Б., Дюжакова М. В., Джуринский А. Н. Региональные особенности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в системе образования поликультурных регионов: обоснование прогностической модели // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 143–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.07
  5. Кожанов И. В., Петрова Т. Н. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1-1. – С. 83–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18823218 
  6. Попов Д. Г., Данилишин А. М., Почкаева Е. И., Ганапольская М. В. Выявление ключевых нарративов для оценки восприятия социальной реальности студенческой молодежью // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 47–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.03
  7. Спирина В. И., Белоус Ю. А., Спирина М. Л., Белоус О. В. Оценка социальных и личностных проявлений подростков, увлеченных молодежной субкультурой // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 171–189. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.08
  8. Соколов М. В., Кучеревская М. О., Шаляпин О. В., Кобачевская С. М. Воспитание гражданских ценностных ориентаций современной молодежи: оценка влияния специально организованной художественной практики международного пленэра // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 76–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.04
  9. Хагуров Т. А., Хагурова Н. Е. Воспитательная работа с молодёжью в современных условиях: актуальные вызовы, стратегии, технологии // Народное образование. – 2023. – № 1. – С. 39–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53767647

10. Alscher P., Ludewig U., McElvany N. Civic education, teaching quality and students' Willingness to participate in political and civic life: political interest and knowledge as mediators // Journal of Youth and Adolescence. – 2022. – Vol. 51. – P. 1886–1900. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-022-01639-9

11. Barile J., Donohue D., Anthony E., Baker A., Weaver S., Henrich C. Teacher-student relationship climate and school outcomes: implications for educational policy initiatives // Journal of Youth and Adolescence. – 2021. – Vol. 41. – P. 256–267. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-011-9652-8

12. Birdwell J., Scott R., Horley E. Active citizenship, education and service learning // Education, Citizenship and Social. – 2023. – Vol. 8. – P. 185–199. DOI: https://doi.org/10.1177/1746197913483683

13. Gómez R. L., Suárez A. M. Pedagogical practices and civic knowledge and engagement in Latin America: Multilevel analysis using ICCS data // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (11). – P. 2405–8440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e21319

14. Kolesnik M. A., Libakova N. M., Sertakova E. A. Art education as a way of preserving the traditional ethnocultural identity of indigenous minority peoples from the North, Siberia and the Far East // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 233-247. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.15

15. Lin A. R. Examining students' perception of classroom openness as a predictor of civic knowledge: a cross-national analysis of 38 countries // Applied Developmental Science. – 2014. – Vol. 18. – Р. 17–30. DOI: https://doi.org/10.1080/10888691.2014.864204

16. Ludden A. B. Engagement in school and community civic activities among rural adolescents // Journal of Youth and Adolescence. – 2021. – Vol. 40 (9). – P. 1254–1270. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-010-9536-3

17. Merry M. S. Can schools teach citizenship? // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. – 2018. – Vol. 41 (1). – P. 124–138. DOI: https://doi.org/10.1080/01596306.2018.1488242

18. Sarah M. Denney Student perceptions of support for civic identity development and identity exploration in a discussion-based U.S. government course // The Journal of Social Studies Research. – 2022. – Vol. 46 (3). – P. 279–291. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jssr.2021.06.003

19. Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 26-45. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02

20. Shtub A. New Product Development-Experience from Distance Learning and Simulation-Based Training // Creative Education. – 2016. – Vol. 07 (01). – P. 105–113. DOI: https://doi.org/10.4236/ce.2016.71011

Дата публикации 31.12.2024