Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 207–227
УДК: 
378.637+37.035.6+316.4.051.63

Модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе межэтнического и межпоколенного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды

Юринова Е. А. 1 (Ишим, Россия), Бырдина О. Г. 1 (Ишим, Россия), Долженко С. Г. 1 (Ишим, Россия)
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования поликультурной компетентности будущих педагогов. Цель статьи – обосновать модель формирования поликультурной компетентности на основе межэтнического и межпоколенного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды и осуществить оценку ее эффективности.
Методология. Теоретико-методологическим основанием исследования является единство культурологического, диалогического, системно-деятельностного и компетентностного подходов. Исследование проводилось в течение 2024 года с участием 78 студентов педагогического вуза. В процессе исследования применялись методы: теоретико-методологический анализ, сопоставление и интерпретация, метод моделирования, методы анкетирования и экспертной оценки.
Результаты. Основные результаты заключаются в обосновании модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе межэтнического и межпоколенного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды и в оценке эффективности ее реализации.
В обосновании модели представлены два аспекта процесса формирования поликультурной компетентности будущих педагогов: внешний и внутренний. Внешний аспект связан с организацией поликультурной образовательной среды в рамках социальной практики. Внутренний аспект модели связан с тем, что в результате погружения в поликультурную образовательную среду в рамках социальной практики у будущих педагогов формируются все компоненты поликультурной компетентности: когнитивный, ценностно-отношенческий и профессионально-деятельностный.
Положительная оценка эффективности реализации модели формирования поликультурной компетентности получена на основе результатов интегративной диагностики.
Заключение. В результате проведенного исследования была обоснована модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе межэтнического и межпоколенного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды, а также дана оценка эффективности ее реализации.

Ключевые слова: 

поликультурная компетентость; межэтническое взаимодействие; межпоколенное взаимодействие; модель; поликультурная образовательная среда

Библиографическая ссылка:
Юринова Е. А., Бырдина О. Г., Долженко С. Г. Модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе межэтнического и межпоколенного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 207–227. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.10
Список литературы: 
  1. Плужник И. Л., Осколова Т. Л., Херрингтон Т. Формирование национальной идентичности российских студентов в поликультурном обществе (анализ опыта поликультурных стран) // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 8. – С. 128–146. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30276440 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-128-146
  2. Soto J. A., Mena J. A., Borge M., Stoyer M. R., Witherspoon D. P., Dawson-Andoh N. A.   Multicultural Competence Building Blocks: Multicultural Psychology Courses Promote Multicultural Knowledge and Ethnic Identity // Teaching of Psychology. – 2023. – Vol. 50 (4). – P. 307–321. DOI: https://doi.org/10.1177/00986283211031854
  3. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю., Кожевникова О. В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 1. – С. 135–162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043463 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-135-162    
  4. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Жук О. Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 27–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37057217 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-27-50
  5. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Дайнеко Я. М. Диагностика поликультурной компетентности будущих педагогов // Образование и наука. – 2017. – № 4. – С. 84–117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072351 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117
  6. Hang Y., Zhang X. Intercultural competence developmental processes of university and college students as three types of transition – A systematic review // International Journal of Intercultural Relations. – 2023. – Vol. 92. – P. 101748. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.101748 
  7. Peifer J. S., Meyer-Lee E., Taasoobshirazi G. Developmental Pathways to Intercultural Competence in College Students // Journal of Studies in International Education. – 2023. – Vol. 27 (2). – P. 257–276. DOI: https://doi.org/10.1177/10283153211052778 
  8. Ruales S. T. P., Agirdag O., Van Petegem W. Development and validation of the multicultural sensitivity scale for pre-service teachers // Multicultural Education Review. – 2020. – Vol. 12 (3). – P. 177–194. DOI: https://doi.org/10.1080/2005615X.2020.1808926
  9. Smits T. F. H., Janssenswillen P.   Multicultural teacher education: a cross-case exploration of pre-service language teachers’ approach to ethnic diversity // International Journal of Qualitative Studies in Education. – 2019. – Vol. 33 (4). – P. 421–445.  DOI:  https://doi.org/10.1080/09518398.2019.1681536

10. Barnatt J., Andries D’Souza L., Gleeson A. M., Mitchell Viesca K., Wery J. Intercultural Competence in Pre-Service Teacher Candidates // International Journal of Educational Reform. – 2020. – Vol. 29 (3), – P. 211–235. DOI:  https://doi.org/10.1177/1056787919896866

11. Gulya N., Fehérvári A. Fostering culturally responsive pedagogy related competencies among pre-service teachers: a systematic review of the recent research literature // Research Papers in Education. – 2023. – Vol. 39 (2). – P. 348–378. DOI:  https://doi.org/10.1080/02671522.2023.2228312

12. Wei Y., Spencer-Rodgers J., Anderson E., Peng K. The Effects of a Cross-Cultural Psychology Course on Perceived Intercultural Competence // Teaching of Psychology. – 2021. – Vol. 48 (3). – P. 221–227. DOI: https://doi.org/10.1177/0098628320977273 

13. Lin S. Y., Chung K. K. H. Linking teacher empathy to multicultural teaching competence: The mediating role of multicultural beliefs // Social Psychology of Education. – 2024. – Vol. 27 (6). – P. 3573–3595. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-024-09893-4

14. Liang Y., Schartner A. Culturally Mixed Group Work and the Development of Students’ Intercultural Competence // Journal of Studies in International Education. – 2022. – Vol. 26 (1). – P. 44–60. DOI:  https://doi.org/10.1177/1028315320963507

15. Borge M., Soto J. A., Aldemir T., Mena J. A. Building Multicultural Competence by Fostering Collaborative Skills // Teaching of Psychology. – 2022. – Vol. 49 (1). – P. 85–92. DOI: https://doi.org/10.1177/0098628320977421 

16. Закирова А. Ф., Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. – 2015. – № 7. – С. 165–180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24073940 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-165-180

17. Nolan E., Héliot Y., Rienties B. Encouraging Intercultural Interaction by Cultural Specific Learning Design // Journal of Studies in International Education. – 2024. – Vol. 28 (3). – P. 335–355. DOI:  https://doi.org/10.1177/10283153221145083 

18. Чам М. Ф., Обдалова О. А. Коммуникативный тренинг как средство развития межкультурной коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной образовательной среде университета // Язык и культура. – 2023. – № 61. – С. 324–347. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50750965 DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/61/18

19. Полякова О., Галстян-Саргсян Р. Устойчивое высшее образование посредством телеколлаборации: повышение плюрилингвальной и плюрикультурной кoмпетенций // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 4. – С. 544–561. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47395884 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.544-561  

20. Hasymi M., Nurkamto J. Cross-Cultural Experiences in Teacher Education: Indonesian Pre-Service English Teachers’ Perspectives on International Teaching Practicum // Voices of English Language Education Society. – 2023. – Vol. 7 (3). – P. 614–626. DOI: https://doi.org/10.29408/veles.v7i3.24115

21. Корягина Т. О. К философской концепции диалога (от М. Бубера к В. С. Библеру) // Вестник Бурятского государственного университета. – 2019. – № 1. – C. 45–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37217121 DOI: https://doi.org/10.18101/1994-0866-2019-1-45-53 

22. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770728 

Дата публикации 30.04.2025