Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 25–44
УДК: 
377.131.11+378.178+316.752

Оценка влияния личностных качеств и свойств характера на профессиональную самоидентичность студентов педагогического вуза

Мамонтова Т. С. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема поиска факторов, влияющих на профессиональную самоидентичность студентов педагогических вузов и их слабую мотивированность на работу в школе. Цель исследования – выявить степень влияния личностных качеств и свойств характера студентов педагогических вузов на склонность к выбранной профессии.
Методология. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ литературы по проблеме, сравнительно-аналитический обзор источников, количественные, качественные и интерпретационные методы. Количественные и качественные методы включали проведение опроса и онлайн-тестирования на профориентацию с последующей интерпретацией полученных результатов на основе статистических критериев Шапиро – Уилка, Пирсона χ^2 и t-критерия Стьюдента. В исследовании приняли участие 65 студентов педагогического вуза.
Результаты. В статье представлены теоретический обзор и результаты изучения проблемы выбора и принятия студентами педагогических вузов будущей профессии педагога. На основании полученных данных выявлены: связь установки на работу в школе после окончания вуза со временем принятия решения о поступлении в педагогический институт; влияние личностных качеств и свойств характера студентов педагогического вуза на их профессиональную самоидентичность и склонность к педагогической профессии.
Заключение. В результате проведенного исследования выявлены личностные качества и свойства характера студентов педагогического вуза, с большой вероятностью влияющие на их профессиональную самоидентичность и склонность к работе учителем после окончания вуза.

Ключевые слова: 

педагогический вуз; студенты; профессиональная самоидентичность; личностные качества; свойства характера

Библиографическая ссылка:
Мамонтова Т. С. Оценка влияния личностных качеств и свойств характера на профессиональную самоидентичность студентов педагогического вуза // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 25–44. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.02
Список литературы: 

Шарапова Н., Жолдасбекова С., Арзымбетова С., Заимоглу О., Бозшатаева Г. Эффективность школьных программ профориентации: обзор последних исследований // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (2). – С. 215–222. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i2.4554

2. Исаенко В. А., Каракай Н. А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. – 2021. – № 2. – С. 67–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46188284 DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_67

3. Мамонтова Т. С., Батурин Н. Н., Брызгалов А. А. Приемы стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7. – С. 44–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68524078 DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11104

4. Cao C. D., Vu H. T. T., Nguyen T. V., Nguyen H. T., Nguyen T. T. Evaluating model teacher education and training at Vietnam’s universities of technology and education // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (2). – P. 307–313. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i2.4612

5. Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 99–125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48057197 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05

6. Медведев В. В., Попов М. В. Профессиональная идентичность студентов: опыт региональных университетов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2. – С. 78–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53859720 DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.008

7. Барышникова Е. Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 6. – С. 131–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47703090 DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_15

8. Tham P. T. H., Thuc P. T. P., Phuong N. T., Giang N. D. Factors Affecting the Perception of Happiness among Teachers in Vietnam // Journal of Education and E-Learning Research. – 2022. – Vol. 9 (3). – P. 199–206. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v9i3.4191

9. Knissarina M., Syzdykbayeva A., Agranovich Y., Zhumaliyeva G., Baikulova A. Impact of practice-centered learning on the development of students’ professional identities: Learning outcomes // Journal of Education and E-Learning Research. – 2024. – Vol. 11 (1). – С. 97–106. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v11i1.5344

10. Dine N. A. A. E., Kaoud M. Impact of working while studying on university students’ academic performance in Egypt during the COVID-19 pandemic and transition to online learning // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (4). – P. 627–636. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i4.5018

11. Tran V. D. Impact of teachers’ self-efficacy on their work engagement: A case of Vietnam // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (4). – P. 768–777. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i4.5202

12. Ybyraimzhanov K., Zhaxylikova K., Koishibaev M., Omurzakova A., Ayapbergenova G. Enhancing students’ pedagogical potential with practice-oriented courses in teacher education universities // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (3). – С. 585–594. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i3.4988

13. Cao C. D., Vu H. T. T., Nguyen T. V., Nguyen H. T., Nguyen T. T. Evaluating model teacher education and training at Vietnam’s universities of technology and education // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (2). – P. 307–313. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i2.4612

14. Nagima B., Saniya N., Gulden Y., Saule Z., Aisulu S., Nazigul M. Influence of special learning technology on the effectiveness of pedagogical ethics formation in future teachers // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i1.4313

15. Misquitta R., Panshikar A., Hassaram B. Learning disabilities in India: A closer look at pre-service teacher development practices // International Journal of School & Educational Psychology. – 2024. – Vol. 12 (3). – P. 125–136. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2024.2370762

16. Taggart S., Roulston S., Brown M., Donlon E., Cowan P., Farrell R., Campbell A. Virtual and augmented reality and pre-service teachers: Makers from muggles? // Australasian Journal of Educational Technology. – 2023. – Vol. 39 (3). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.8610

17. Axelrad H., Drizin R., Malul M., Rosenboim M. Does future time perspective predict motivation to learn? // International Journal of School & Educational Psychology. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 94–104. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2020.1813667

18. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Локус контроля как предиктор прокрастинации у трудоустроенных и неработающих студентов педагогического вуза // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 135–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67952861 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2403.07

19. Арынова Г., Уайсова Г., Жумадуллаева А., Калбергенова С., Бекбаева М. Влияние технологий и педагогической поддержки на развитие социального интеллекта у подростков // Journal of Education and E-Learning Research. – 2023. – Vol. 10 (4). – С. 868–874. DOI: https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i4.5271

20. Fusco L., Sica L. S., Parola A., Aleni Sestito L. Vocational identity flexibility and psychosocial functioning in Italian high school students // International Journal of School & Educational Psychology. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 144–154. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2020.1841050

21. Menard A., Bondy M., Jones M., Desjardins L., Milidrag L., Foulon A., Chittle L. “I wasn’t that good at it but I pretended to be”: Students’ Experiences of the Impostor Phenomenon in Academic Settings // Alberta Journal of Educational Research. – 2023. – Vol. 69 (3). – P. 363–383. DOI: https://doi.org/10.11575/ajer.v69i3.76167

22. Greidanus E., Burleigh D., Mai’Stonia D. Educator Understandings of Wellness: Barriers and Supports in Northern Alberta First Nations Schools // Alberta Journal of Educational Research. – 2023. – Vol. 69 (4). – P. 514–528. DOI: https://doi.org/10.55016/ojs/ajer.v69i4.77008

23. Gál Z., Kasik L., Jámbori S., Fejes J. B., Nagy K. Social problem-solving, life satisfaction and well-being among high school and university students // International Journal of School & Educational Psychology. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 170–180. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2020.1856249

Дата публикации 30.04.2025