Взаимосвязь социального интеллекта и самооценки качества жизни детей
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
3 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Проблема и цель. В статье исследуется проблема социального интеллекта ребенка как фактора, определяющего качество его жизни. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между сформированностью социального интеллекта у детей младшего школьного возраста и самооценкой физического, эмоционального, социального и школьного компонентов качества жизни.
Методология. В качестве методологической основы исследования выступают системный и социокультурный подходы. Основными методами исследования являются теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические методы, включающие тестирование (шкала социального интеллекта TROMSO в модификации А. Д. Наследова и В. Ю. Семенова, опросник «Качество жизни» PedsQLтм4.0.), а также методы статистической обработки данных (общая статистика и корреляционный анализ). В исследовании приняли участие 89 учеников 3-х классов.
Результаты. Авторами статьи проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам социального интеллекта и самооценки качества жизни у детей. По итогам эмпирического исследования установлена взаимосвязь социальных навыков и социального осознания с различными составляющими самооценки качества жизни у младших школьников.
Заключение. В результате проведенного исследования установлена взаимосвязь между сформированностью социального интеллекта у детей младшего школьного возраста и самооценкой физического, эмоционального, социального и школьного компонентов качества жизни, что иллюстрируется статистически значимыми корреляционными зависимостями между данными показателями.
социальный интеллект; самооценка качества жизни; дети младшего школьного возраста.
- Zhihao L., Kee C. L. Impact of Social Awareness of Students’ Emotional Competency // South Asian Journal of Social Sciences and Humanities. – 2024. – Vol. 5 (3). – P. 88–113. DOI: https://doi.org/10.48165/sajssh.2024.5306
- Drageset J. Social Support // Health Promotion in Health Care – Vital Theories and Research. – Cham (CH): Springer; 2021. – P. 137–144. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-63135-2_11
- Дмитриева А. В. Развитие понятия социальный интеллект в разрезе отраслей научного знания // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 4. – С. 68–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50106969 DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-4-68-89
- Корниенко А. В. Анализ понятия и структуры социального интеллекта в зарубежных и отечественных исследованиях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2021. – № 2 (36). – C. 140–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48020447
- Cavins B. Uncertain Times: Emotional-Social Intelligence and Relational Leadership Practices: A Conceptual Framework // Visions in Leisure and Business. – 2021. – Vol. 22 (2). – P. 4. DOI: https://doi.org/10.25035/visions.22.02.04
- Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence // The Cambridge Handbook of Intelligence. – 2019. – P. 756–779. DOI: https://doi.org/10.1017/9781108770422.032
- Кязимова К. Р., Крылова Н. Н. Многостороннее исследование социального интеллекта и сопутствующих личностных характеристик студента поколения Z // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2023. – Т. 12, № 2. – С. 68–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54234048 DOI: https://doi.org/10.12737/2306-1731-2023-12-2-68-75
- Пирожкова В. О., Горская Г. Б. Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2022. – Т. 2, № 1. – С. 36–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48367728 DOI: https://doi.org/10.15826/spp.2022.1.18
- Солоднева Д. А., Побокин П. А., Карпов А. А. Взаимосвязь социального интеллекта и ценностно-мотивационных ориентаций в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 6. – С. 159–166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50288976 DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-6-129-159-166
10. Almat N. S., Aliya M. S., Zhanna U. T., Gulmira D. S. The relationship between social intelligence and IQ: A psychometric analysis // The Open Psychology Journal. –2023. – Vol. 16 (1). – P. 78. DOI: https://doi.org/10.2174/18743501-v16-e230120-2022-78
11. Kilic M., Yaman S. Life Quality and Factors Affecting in Primary School Students: A Multivariate Analysis // Child Indicators Research. – 2023. – Vol. 16 (4). – P. 1503–1526. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-023-10027-z
12. Sewaybricke L., Massola G. What is subjective well-being? // Psicologia & Sociedade. – 2021. – Vol. 34. DOI: https://doi.org/10.1590/1807-0310/2022v34258310-ru
13. Migliorini C., Harvey C., Hou C., Wang S., Wang F., Huang Z.-H. Subjective quality of life and schizophrenia: results from a large cohort study based in Chinese primary care // BMC Psychiatry. – 2024. – Vol. 24 (1). – P. 05558. DOI: https://doi.org/10.1186/s12888-024-05558-w
14. Zeidner M., Olnick-Shemesh D. Emotional intelligence and subjective well-being Revisited // Personality and Individual Differences. – 2010. – Vol. 48 (4). – P. 431–435. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2009.11.011
15. Silvera D. H., Martinussen M., Dahl T. I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology. – 2001. – Vol. 42 (4). – P. 313–319. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9450.00242
16. Наследов А. Д., Семенов В. Ю. Модификация шкалы социального интеллекта TROMSØ для российских школьников // Вестник Санкт-петербургского университета. серия 12. психология. социология. педагогика. – 2015. – № 4. – С. 5–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25376019
17. Карпинская В. Ю., Мамина Т. М., Романова-Африкантова Н. И. Развитие социально-эмоционального интеллекта в группе сенсомоторной интеграции у детей 6-7 лет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 148–157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48284209 DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-148-157