Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 1, С. 66–89
УДК: 
17.022.1+37.015.31+316.752

Модель социального воспитания молодежи Русской православной церкви: аксиология, методология, социальные технологии

Смирнов В. А. 1 (Москва, Россия), Груздев В. В. 2 (Севастополь, Россия), Смирнова Л. Н. 3 (Кострома, Россия)
1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
2 Севастопольский государственный университет
3 Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема поиска эффективных механизмов воспитания молодого поколения и его социальной интеграции в условиях несоответствия модели социализации молодежи изменившимся условиям общественных отношений, на которые воздействуют «новые войны» и обостряющиеся социальные конфликты. Цель исследования состоит в реконструкции и обосновании модели воспитания молодежи Русской православной церкви как особой методологии и технологии социализации молодого поколения, обладающей значимым потенциалом для использования ее элементов в системе светских институтов социального воспитания.
Методология. Методологической основой исследования является диалектический метод, с помощью которого модель воспитания Русской православной церкви рассматривается в движении, учитываются противоречия, устанавливаются общие и особые черты, а также обеспечивается возможность типологизации.
Исторический подход позволил выявить характера эволюции и тенденций развития модели молодежной политики Русской православной церкви. Идеи культурологического подхода обусловили работу с явлениями культуры на смысловом уровне. Равным образом аксиологический подход позволил учитывать ценностное освоение действительности, отношение к православию, его оценку и на основе учёта мотивов поведения – проецирование на процесс воспитания.
При этом включенное наблюдение дало понимание отношений и поведения, которые составляют культурную норму в среде верующих.
Была рассмотрена социализация молодого поколения на основе познавательного и бытийного образа (парадигмальный подход), сформированного в традиции Русской православной церкви.
Для описания макроструктур и процессов институционализации были использованы методологические посылки структурного функционализма. Данный подход совмещался с деятельностным направлением социологической теории при исследовании микроуровня изучаемого процесса.
С позиции системного подхода рассматриваемая модель воспитания предстала в качестве явления, занимающего отдельное место в социальной действительности как едином целом, что определило понимание ее элементов как иерархически организованной системы всей молодежной политики Русской православной церкви. Функциональный метод определил действие и роль модели социализации как отдельного звена системы иных явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Результаты. В статье анализируется молодежная политика Русской православной церкви в новой истории России. В контексте эскалации глобальных угроз и вызовов установлен эффективный механизм социального воспитания молодого поколения и его социальной интеграции.
Выявлен ряд дефицитов государственной молодежной политики, среди которых наиболее значимыми являются: воспроизводство гедонистически ориентированного дискурса, нормативная амбивалентность системы управления молодежным транзитом, неразвитость деятельностных технологий работы с молодежью, а также отсутствие преемственности и синхронизации между институтами сопровождения детства и собственно молодости. Обоснован вывод о том, что поиск источников их устранения в советской модели работы с молодежью является не конструктивным.
В работе предлагается обратиться к опыту реализации социального воспитания молодежи, реализуемого Русской православной церковью. Его обобщение позволило выделить три этапа развития: первый этап (1991–2000 гг.) – становление; второй этап (2000–2014 гг.) – институциализация; третий этап (2015 г. – настоящее время) – адаптация под влиянием глобальных угроз и геополитической нестабильности.
На основе анализа ключевых документов, регламентирующих работу с молодежью, авторы реконструировали и верифицировали модель социального воспитания, которая реализуется Русской православной церковью.
Заключение. Модель воспитания молодежи, реализуемая Русской православной церковью, базируется на понятной системе принципов, предполагает создание развернутого комплекса ситуаций-образцов, позволяющих молодым людям интериоризировать нормативно-ценностную модель православия и транслировать ее в другие молодежные сообщества. В этом отношении данная модель является эффективным инструментом социализации молодого поколения, формирования у него жизненной философии и включения в реальную деятельность по преобразованию своей жизни, а также возможностью преобразования государственной молодежной политики и развития новых форм социального воспитания молодого поколения в ситуации геополитической нестабильности и социальных кризисов.

Ключевые слова: 

воспитание молодежи; молодежная политика; модель воспитания; геополитическая нестабильность; глобальные угрозы

Библиографическая ссылка:
Смирнов В. А., Груздев В. В., Смирнова Л. Н. Модель социального воспитания молодежи Русской православной церкви: аксиология, методология, социальные технологии // Science for Education Today. – 2025. – № 1. – С. 66–89. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.04
Список литературы: 
  1. Волков Ю. Г. Молодежь российских регионов // Социологические исследования. – 2024. – № 1. – С. 160-162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67890610 DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524010179 
  2. Тюрина Ю. А., Антончева О. А., Ляшко С. В. Самореализация обучающихся вуза в ракурсе государственной молодежной политики // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2024. – Т. 16, № 2. – С. 296-323. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67956944 DOI: https://doi.org/10.17072/2218-9173-2024-2-296-323
  3. Бараш Р. Э., Тюрина И. О. Студенческая молодежь: психоэмоциональный и социальный автопортрет (по результатам фокус-групп) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2024. – Т. 24, № 2. – С. 430-444. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68477121 DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-430-444 
  4. Block K., Gonzalez A. M., Schmader T., Baron A. S. Early Gender Differences in Core Values Predict Anticipated Family Versus Career Orientation // Psychological Science. – 2018. – Vol. 29 (9). – P. 1540-1547. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797618776942
  5. Tan L., Miksza P. A Cross-Cultural Examination of University Students’ Motivation Toward Band and Academics in Singapore and the United States // Journal of Research in Music Education. – 2018. – Vol. 65 (4). – P. 416-438. DOI: https://doi.org/10.1177/0022429417735095
  6. Нуржанова А. М., Бейсекова Р. Т. Особенности политической социализации казахстанской молодежи: социологический анализ // Вестник Торайгыров университета. Гуманитарная серия. – 2020. – № 3. – С. 186-194. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54499148 DOI: https://doi.org/10.48081/IOHK8505 
  7. Beutel A. M., Johnson M. K. Gender and Prosocial Values During Adolescence: A Research Note // The Sociological Quarterly. – 2004. – Vol. 45 (2). – P. 379–393. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.2004.tb00017.x
  8. Aronson P. The Markers and Meanings of Growing Up: Contemporary Young Women's Transition From Adolescence to Adulthood // Gender and Society. – 2008. – Vol. 22 (1). – P. 56-82. DOI:  https://doi.org/10.1177/0891243207311420
  9. Nico M. Variability in the transitions to adulthood in Europe: a critical approach to de-standardization of the life course // Journal of Youth Studies. – 2013. – Vol. 17 (2). – P. 166–182. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2013.805877

10. Смирнов В. А., Скрябина О. Б., Бессонова Т. И. Некоторые дисфункции процесса социализации Российской молодежи в условиях «больших” вызовов» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2022. – Т. 28, № 1. – С. 110-125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48588098 DOI: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-110-125

11. Harré R. The Second Cognitive Revolution // American Behavioral Scientist. – 1992. – Vol. 36 (1). – P. 5-7. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764292036001002;

12. Chvanova M. S., Kiseleva I. A., Anureva M. S. Identification of the pedagogical potential of Internet socialization of youth in the international professional community // Perspectives of Science and Education. – 2023. – № 5. – P. 447-462. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54799676 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.26 

13. He X., Dong X., Liu L., Zou Y. Challenges of College Students’ Ideological and Political and Psychological Education in the Information Age // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 707973. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.707973

14. McLeod J. (). Vulnerability and the neo-liberal youth citizen: a view from Australia // Comparative Education. – 2012. – Vol. 48 (1). – P. 11–26. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2011.637760

15. Майборода А., Саблина А., Ясавеев И. Государство для молодежи или молодежь для государства: дискурсы молодежной политики в странах Евросоюза и России // Социологическое обозрение. – 2021. – Т. 20, № 3. – С. 71-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47182738 DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192X-2021-3-71-97 

16. Подъячев К. В., Халий И. А. Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 263-276. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=laiuvk&ysclid=m3pk2zc0m667687146 DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276 

17. Нартова Н. А., Саблина А. А., Кузинер Е. Н., Петрунина Д. С. Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России // The Journal of Social Policy Studies. – 2022. – Vol. 20 (1). – P. 7-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48544558 DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-7-22 

18. Филатов Д. Л. Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 101-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54315079 DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105 

19. Воронин С. В. Религиозность как фактор субъективного благополучия молодежи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2020. – № 56. – С. 127-139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42981053 DOI: https://doi.org/10.15382/sturIV202056.127-139 

20. Соловцова И. А., Аврамов В. В., Патрин В. Г. Принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2021. – № 60. – С. 78-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46108684 DOI: https://doi.org/10.15382/sturIV202160.78-96 

21. Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 5. – С. 9-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53923154 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20 

22. Смирнов В. А. Молодежная политика как сфера воспроизводства имитации // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2014. – № 4. – С. 204-213. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21681823

 

Дата публикации 28.02.2025