Сравнительная характеристика уровня готовности студентов технических и педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема различий в подготовке студентов технических и педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности. С учетом выявленных различий можно более эффективно организовать подготовку студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Цель исследования состоит в выявлении различий в формировании готовности студентов технических и педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности.
Методология. Исследование проводилось на основе теоретического анализа, обобщения, систематизации. Авторами исследования описана модель формирования готовности студентов технических и педагогических направлений обучения в высшей школе к осуществлению профессиональной деятельности. В рамках разработанной модели сформулированы педагогические условия. С целью оценки уровня сформированности готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности было проведено тестирование, разработанное авторами исследования. При обработке полученных данных использовался χ2-критерий Пирсона.
Результаты. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости формирования всех выделенных компонентов готовности к профессиональной деятельности как у студентов технических, так и педагогических вузов. Однако следует особое внимание обратить на формирование рефлексивно-оценочного компонента готовности у студентов технического вуза, когнитивного компонента готовности у студентов педагогического вуза.
Заключение. В заключении сделан вывод о том, что формирование готовности студентов технических и педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности позволяет определить направления дальнейшего совершенствования в области формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности: для технического вуза – развитие рефлексивно-оценочных умений, для педагогического вуза – повышение качества образования в области фундаментальных дисциплин.
компоненты готовности; студенты технических вузов; студенты педагогических вузов; новые информационные технологии; профессиональная деятельность; сравнительная характеристика; общепрофессиональная компетенция
- Банникова Л. В., Морозова В. И. Подготовка будущих педагогов к осуществлению цифровой коммуникации с родителями учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. – С. 73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59722905 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33218
- Баранников К. А., Ананин Д. П., Стрикун Н. Г., Алканова О. Н., Байзаров А. Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. – 2023. – № 2. – С. 33–69. URL: https://elibrary.ru/sbpthd DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-33-69
- Воронина Л. В., Озерова Т. С. Модель формирования критического мышления будущих горных инженеров и инженеров-геологов в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 5. – С. 67–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47395691 DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_05_08
- Глоба А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия // Вопросы образования. – 2022. – № 3. – С. 7–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593231 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35
- Горшкова О. О. Подготовка инженерных кадров для стратегических производственных отраслей во взаимодействии с работодателями // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. – С. 18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=61562138 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33258
- Гут Ю. Н., Худаева М. Ю., Кабардов М. К., Беданокова А. К., Овсяникова Е. А. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 6. – С. 96–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47455538 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260607
- Данилушкин А. Ю., Кашицин А. М., Сорокопуд Ю. В., Редькина Л. И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 141–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49380543
- Зайцева С. А., Киселев В. С. Вузовская подготовка многопрофильного педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44831354 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30492
- Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Мирошниченко В. И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 6. – С. 93–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38468181 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-93-121
10. Кочетова Н. Г., Стельмах Я. Г., Кочетова Т. Н. Критерии и показатели готовности выпускников технического вуза к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9, № 2. – С. 244–247. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43156137 DOI: https://doi.org/10.17816/snv202305
11. Миркина Ю. З., Сучок А. А. Роль критического мышления в подготовке педагогических кадров // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. – С. 67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67970326 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33418
12. Миронова Л. И., Игошев Б. М., Шамало Т. Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 9. – С. 142–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41538706 DOI: https://doi.org/10.26170/po19-09-19
13. Пашкин С. Б., Лисовская Н. Б. Особенности психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов на разных этапах обучения в вузе // Образовательный вестник Сознание. – 2022. – Т. 24, № 12. – С. 17–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50182047 DOI: https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-12-17-28
14. Петрищев И. О., Сибирева А. Р., Сибирев В. В. Технопарк универсальных педагогических компетенций как часть информационно-образовательного пространства педагогического вуза: процесс внедрения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2023. – № 3. – С. 124–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54945832 DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.120.3.015
15. Попова И. В., Сазонов А. И., Шишкина Н. А. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета, Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 4. – С. 89–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50421926 DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-89-93
16. Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 271–300. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48162619 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
17. Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. – 2021. – № 3. – С. 114–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46598601 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137
18. Син Д. Д., Истратова Е. Е. Реализация практико-ориентированного подхода при обучении студентов технических вузов на основе разработки цифрового двойника информационной системы промышленного предприятия // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 1. – С. 94–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62769524 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.5
19. Скворчевский К. А., Дятлова О. В. Современные адаптивные и интеллектуальные цифровые системы обучения: механизмы и потенциал // Вопросы образования. – 2024. – № 3 (2). – С. 299–337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=77251571 DOI: https://doi.org/10.17323/vo-2024-19751
20. Хасанов Ш. Р. Формирование дополнительной рабочей компетенции у бакалавров в технических вузах // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2020. – № 3. – С. 220–229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44241253 DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.108.3.026
21. Ayanwale M. A., Adelana O. P., Molefi R. R., Adeeko O., Ishola A. M. Examining artificial intelligence literacy among pre-service teachers for future classrooms // Computers and Education Open. – 2024. – Vol. 6. – P. 100179. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100179
22. Bürger N., Haselmann S., Baumgart J., Prinz G., Girnat B., Meisert A., Menthe J., Schmidt-Thieme B., Wecker C. Jenseits von Professionswissen: Eine systematische Überblicksarbeit zu einstellungs - und motivationsbezogenen Einflussfaktoren auf die Nutzung digitaler Technologien im Unterricht // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. – 2021. – Vol. 24 (5). – P. 1087–1112. DOI: https://doi.org/10.1007/s11618-021-01050-3
23. Chambers D. Media and Moral Education: A Philosophy of Critical Engagement // Educational Theory. – 2021. – Vol. 70 (6). – P. 807–816. DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12455
24. Cuervo Sánchez S. L., Foronda Rojo A., Rodríguez Martínez A., Medrano Samaniego C. Media and information literacy: a measurement instrument for adolescents // Educational Review. – 2019. – Vol. 73 (4). – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2019.1646708
25. Getenet S., Cantle R., Redmond P., Albion P. Students' digital technology attitude, literacy and self-efficacy and their effect on online learning engagement // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2024. – Vol. 21 (1). – P. 437. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00437-y
26. Izbassar A., Muratbekova M., Amangeldi D., Oryngozha N., Ogorodova A., Shamoi P. Intelligent System for Assessing University Student Personality Development and Career Readiness // Procedia Computer Science. – 2024. – Vol. 231. – P. 779–785. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65879505 DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.138
27. Kariyev A., Turganbayeva B., Slambekova T., Zheldybayeva B., Kabdualiyeva A. Model of Formation of Teacher's Readiness to Learning on the Base of Interactive Methods as the Conditions of Creation of Students Abilities // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 190. – P. 353–357. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.05.010
28. Li Q., Liu K., Chen X. Construction of an Intelligent Teaching Information Management Cloud Platform Based on Mobile Information Technology // Procedia Computer Science. – 2024. – Vol. 247. – P. 1161–1169. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2024.10.140
29. Lucas M., Bem-haja P., Zhang Y., Llorente-Cejudo C., Palacios-Rodríguez A. A Comparative Analysis of Pre-service Teachers’ Readiness for AI Integration // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2025. – Vol. 8. – Р. 100396. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2025.100396
30. Lv Y. Cultivation of Teenagers' Digital Media Literacy and Network Legal Literacy in the Era of Digital Virtual Technology // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2978460. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2978460
31. Mirra N., Kelly L., Garcia A. Beyond fake news: Culturally relevant media literacies for a fractured civic landscape // Theory into Practice. – 2021. – Vol. 60 (4). – P. 340–349. DOI: https://doi.org/10.1080/00405841.2021.1983316
32. Okolie U. C. Work placement learning and students' readiness for school-to-work transition: Do perceived employability and faculty supervisor support matter? // Journal of Vocational Behavior. – 2022. – Vol. 139. – P. 103805. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2022.103805
33. Polat E., Zincirli M., Zengin E. Examining the interaction between artificial intelligence literacy and individual entrepreneurial orientation in teacher candidates: The mediating role of sustainable development // The International Journal of Management Education. – 2025. – Vol. 23 (2). – P. 101156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2025.101156
34. Rahimi A. R., Sevilla-Pavón A. The role of ChatGPT readiness in shaping language teachers' language teaching innovation and meeting accountability: A bisymmetric approach // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2024. – Vol. 7. – Р. 100258. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100258
35. Rego F., Rodrigues J., Ruivo P. Evaluating enablers for digital transformation readiness and resulting benefits // Procedia Computer Science. – 2024. – Vol. 239. – P. 307–313. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2024.06.176
36. Shahid M. K., Zia T., Bangfan L., Iqbal Z., Ahmad F. Exploring the relationship of psychological factors and adoption readiness in determining university teachers’ attitude on AI-based assessment systems // The International Journal of Management Education. – 2024. – Vol. 22 (2). – Р. 100967. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2024.100967
37. Simons M., Smits T., Janssenswillen P. Newspapers as teaching tools for media literacy education what makes teachers use newspapers in their classrooms? // Educational Media International. – 2020. – Vol. 57 (4). – P. 332–352. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2020.1848510
38. Terzieva V., Ilchev S., Todorova K. The Role of Internet of Things in Smart Education // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – Vol. 55 (11). – P. 108–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=57763334 DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2022.08.057
39. Xie C. Effectiveness of Computer-Aided Technology for Teaching English Courses in the Internet Era // Scientific Programming. – 2022. – Vol. 2022. – P. 2133028. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2133028
40. Zha S., Kelly P., Park M. K., Fitzgerald G. An investigation of communicative competence of ESL students using electronic discussion boards // Journal of Research on Technology in Education. – 2014. – Vol. 38 (3). – P. 349–367. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2006.10782464