Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 3, С. 224–251
УДК: 
316.6+37.015.31+159.9.07

Образовательная среда как ресурс социализации подростков с разными вариантами психологического благополучия в условиях гибридной войны

Тихомирова Е. В. 1 (Кострома, Россия), Шипова Н. С. 1 (Кострома, Россия), Вишневская О. Н. 2 (Кострома, Россия), Самохвалова А. Г. 3 (Кострома, Россия)
1 Костромской государственный университет
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема ресурсных возможностей образовательной среды как института социализации подростков. Цель исследования состоит в выявлении степени травматизации и особенностей психологического благополучия детей в условиях гибридной войны, а также в обосновании мишеней психолого-педагогической помощи подросткам с разными типами благополучия.
Методология. Методологической основой исследования являются субъектно-деятельностный, социокультурный и ресурсный подходы. Исследование выполнено в рамках номотетического подхода. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (тестирование) методы, а также методы статистической обработки информации. Респондентами выступали 249 детей (75 мальчиков и 174 девочки) в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст – 15,9; при SD = 1,17), проживающих на территориях, по-разному удаленных от мест ведения боевых действий (вновь присоединенные территории – «первый круг близости» к специальной военной операции (Луганск, Донецк, n = 115), приграничные российские территории – «второй круг близости» (Курск, Белгород, n = 41) и отдаленные регионы – «третий круг близости» (Кострома, Ярославль, n = 93)).
Результаты. Авторами статьи были проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам социализации и психологического благополучия детей в условиях гибридной войны, а также выявлению ресурсных возможностей образовательной среды в минимизации рисков социализации подрастающего поколения; представлены эмпирические результаты исследования; выявлены 5 кластеров, отражающих различные типы выраженности показателей психологического благополучия и травматизации детей в условиях военного конфликта, а также связности данных показателей.
На основе анализа результатов исследования были определены трудности социализации, коммуникативные проблемы и специфика образа мира в выделенных группах сопоставления, а также выявлены зоны риска в процессах социализации подростков.
Заключение. На основе полученных результатов были выявлены варианты благополучия и неблагополучия подростков в условиях гибридной войны, что позволило определить мишени адресной психолого-педагогической помощи подросткам в системе образования.

Ключевые слова: 

образовательная среда; социализация; подростки; гибридная война; психологическое благополучие; травматизация; ресурс; коммуникативные трудности; образ мира.

Библиографическая ссылка:
Тихомирова Е. В., Шипова Н. С., Вишневская О. Н., Самохвалова А. Г. Образовательная среда как ресурс социализации подростков с разными вариантами психологического благополучия в условиях гибридной войны // Science for Education Today. – 2025. – № 3. – С. 224–251. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2503.11
Список литературы: 
  1. Khamis V. Posttraumatic stress disorder and emotion dysregulation among Syrian refugee children and adolescents resettled in Lebanon and Jordan // Child Abuse & Neglect. – 2019. – Vol. 89. – P. 29–39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.12.013
  2. Pat-Horenczyk R., Schiff M. Growing up in the shadow of terrorism: Youth in Israel // Annual Review of Clinical Psychology. – 2019. – Vol. 15. – P. 311–336. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095429
  3. Александрова Л. А., Дмитриева С. О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. – 2024. – Т. 13, № 1. – С. 139–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68003229 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130113
  4. Dubow E. F., Huesmann L. R., Boxer P. The effects of exposure to violence on aggressive behavior: A meta-analytic review // Psychological Bulletin. – 2020. – Vol. 146 (2). – P. 123–154. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000217
  5. Jones L., Asare J. B., El Masri M., Mohanraj A., Sherief H., van Ommeren M. Severe mental disorders in complex emergencies // The Lancet. – 2022. – Vol. 399 (10321). – P. 72–83. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)02147-3
  6. Kira I. A., Shuwiekh H., Alhuwailah A., Ashby J. S., Sous F., Baali S., Azdaou C. The effects of COVID-19 and collective identity trauma (CIT) on mental health: Implications for current and future pandemics // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2020. – Vol. 19 (6). – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-020-00424-8
  7. Захарова Н. М., Цветкова М. Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям // Психология и право. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 185–197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44491592 DOI: https:///doi.org/10.17759/psylaw.2020100413
  8. Bürgin D., Anagnostopoulos D., Board and Policy Division of ESCAP, Vitiello B., Sukale T., Schmid M., Fegert J. M. Impact of war and forced displacement on children's mental health-multilevel, needs-oriented, and trauma-informed approaches // European child & adolescent psychiatry. – 2022. – Vol. 31 (6). – Р. 845–853. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-022-01974-z
  9. Masten A. S. Resilience theory and research on children and families: Past, present, and promise // Journal of Family Theory & Review. – 2018. – Vol. 10 (1). – P. 12–31. DOI: https://doi.org/10.1111/jftr.12255

10. Hobfoll S. E., Watson P., Bell C. C., Bryant R. A., Brymer M. J., Friedman M. J., Ursano R. J. Five essential elements of immediate and mid-term mass trauma intervention: Empirical evidence // Psychiatry. – 2019. – Vol. 82 (4). – P. 311–332. DOI: https://doi.org/10.1080/00332747.2019.1623151

11. Елупахина А. В. Условия формирования психологического благополучия детей в образовательной среде учреждения дошкольного образования // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 2 (144). – С. 170–182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49726461 DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.031

12. Струкова А. С., Поливанова К. Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования // Современная зарубежная психология. – 2023. – № 3 (12). – C. 137–148. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=54946790 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313

13. Layne C. M., Olsen J. A., Baker A., Legerski J. P., Isakson B., Pasalic A., Pynoos R. S. Unpacking trauma exposure risk factors and differential pathways of influence: Predicting postwar mental distress in Bosnian adolescents // Child Development. – 2020. – Vol. 81 (4). – P. 1053–1076. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13330

14. Jordans M. J. D., Pigott H., Tol W. A. Interventions for children affected by armed conflict: A systematic review of mental health and psychosocial support in low- and middle-income countries // Current Psychiatry Reports. – 2021. – Vol. 18 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1007/s11920-020-01220-8

15. Павлова Н.С. Исследование субъектных и  личностных характеристик в русле системно-субъектного подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2023. – Т. 13. – Вып. 4. –  С. 462–474. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57476938 DOI: https:///doi.org/10.21638/spbu16.2023.402

16. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. – 2022. – Т. 30, № 1 (115). – С. 29–48. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=49382076 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103

17. Catani C. Mental health of children living in war zones: a risk and protection perspective // World Psychiatry. – 2018. – Vol. 17 (1). – P. 104–105. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20496

18. Betancourt T. S., McBain R., Newnham E. A., Brennan R. T. The intergenerational impact of war on mental health and psychosocial wellbeing: Lessons from the longitudinal study of war-affected youth in Sierra Leone // Conflict and Health. – 2019. – Vol. 13 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1186/s13031-019-0226-9

19. Panter-Brick C., Grimon M. P., Eggerman M. Trauma memories, mental health, and resilience: A prospective study of Afghan youth // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2021. – Vol. 56 (7). – P. 814–825. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.13337

20. Gindt M., Fernandez A., Zeghari R., Ménard M.-L., Nachon O., Richez A., Auby P., Battista M., Askenazy F. A 3-year retrospective study of 866 children and adolescent outpatients followed in the Nice Pediatric Psychotrauma Center created after the 2016 mass terror attack // Frontiers in Psychiatry. – 2022. – Vol. 13. – P. 1010957. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.1010957

21. Çekiç A. Psychological symptoms in children who are victims of war and migration: Comparison of Turkish and Syrian students // Global Journal of Guidance and Counseling in Schools: Current Perspectives. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 150–157. DOI: https://doi.org/10.18844/gjgc.v12i1.7457 

22. Llabre M. M., Hadi F., La Greca A. M., Lai B. S. Psychological Distress in Young Adults Exposed to War-Related Trauma in Childhood // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2015. – Vol. 44 (1). – P. 169–180. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2013.828295

23. Харламенкова Н. Е., Никитина Д. А., Шаталова Н. Е., Дымова Е. Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены «оставленности» и «вовлеченности» // Клиническая и специальная психология. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 71–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49573895  DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110303  

24. Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – C. 37–59. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s1814-95450000617-1-1-ru-211/  URL https://elibrary.ru/item.asp?id=44007508

25. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Вишневская О. Н., Тихомирова Е. В. Верификация и валидизация методик изучения трудностей социализации и уровня психологического благополучия подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2025. – Т. 31, № 1. – С. 60–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82283503  DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-76-83

26. Самохвалова А. Г., Екимчик О. А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 60. – С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36318191  DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.276

27. Şişmanlar Ş. G., Demirbaş-Çakir E., Karakaya I., Çizmecioğlu F. M., Yavuz C. I., Hatun Ş., Ağaoğlu B. Posttraumatic stress symptoms in children diagnosed with type 1 diabetes // Italian Journal of Pediatrics. – 2012. – Vol. 38 (1). – P. 13. DOI: https://doi.org/10.1186/1824-7288-38-13

28. Masten A. S. Resilience from a developmental systems perspective // World Psychiatry. – 2019. – Vol. 18 (1). – P. 101–102. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20591

29. Southwick S. M., Sippel L., Krystal J., Charney D., Mayes L., Pietrzak R. Why are some individuals more resilient than others: The role of social support // World Psychiatry. – 2016. – Vol. 15 (1). – P. 77–79. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20282

30. Herman J. L. Complex PTSD: A syndrome in survivors of prolonged and repeated trauma // Journal of Traumatic Stress. – 1992. – Vol. 5 (3). – P. 377–391. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00977235

Дата публикации 30.06.2025