Образовательная среда как ресурс социализации подростков с разными вариантами психологического благополучия в условиях гибридной войны
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет"
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема ресурсных возможностей образовательной среды как института социализации подростков. Цель исследования состоит в выявлении степени травматизации и особенностей психологического благополучия детей в условиях гибридной войны, а также в обосновании мишеней психолого-педагогической помощи подросткам с разными типами благополучия.
Методология. Методологической основой исследования являются субъектно-деятельностный, социокультурный и ресурсный подходы. Исследование выполнено в рамках номотетического подхода. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (тестирование) методы, а также методы статистической обработки информации. Респондентами выступали 249 детей (75 мальчиков и 174 девочки) в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст – 15,9; при SD = 1,17), проживающих на территориях, по-разному удаленных от мест ведения боевых действий (вновь присоединенные территории – «первый круг близости» к специальной военной операции (Луганск, Донецк, n = 115), приграничные российские территории – «второй круг близости» (Курск, Белгород, n = 41) и отдаленные регионы – «третий круг близости» (Кострома, Ярославль, n = 93)).
Результаты. Авторами статьи были проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам социализации и психологического благополучия детей в условиях гибридной войны, а также выявлению ресурсных возможностей образовательной среды в минимизации рисков социализации подрастающего поколения; представлены эмпирические результаты исследования; выявлены 5 кластеров, отражающих различные типы выраженности показателей психологического благополучия и травматизации детей в условиях военного конфликта, а также связности данных показателей.
На основе анализа результатов исследования были определены трудности социализации, коммуникативные проблемы и специфика образа мира в выделенных группах сопоставления, а также выявлены зоны риска в процессах социализации подростков.
Заключение. На основе полученных результатов были выявлены варианты благополучия и неблагополучия подростков в условиях гибридной войны, что позволило определить мишени адресной психолого-педагогической помощи подросткам в системе образования.
образовательная среда; социализация; подростки; гибридная война; психологическое благополучие; травматизация; ресурс; коммуникативные трудности; образ мира.
- Khamis V. Posttraumatic stress disorder and emotion dysregulation among Syrian refugee children and adolescents resettled in Lebanon and Jordan // Child Abuse & Neglect. – 2019. – Vol. 89. – P. 29–39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.12.013
- Pat-Horenczyk R., Schiff M. Growing up in the shadow of terrorism: Youth in Israel // Annual Review of Clinical Psychology. – 2019. – Vol. 15. – P. 311–336. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095429
- Александрова Л. А., Дмитриева С. О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. – 2024. – Т. 13, № 1. – С. 139–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68003229 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130113
- Dubow E. F., Huesmann L. R., Boxer P. The effects of exposure to violence on aggressive behavior: A meta-analytic review // Psychological Bulletin. – 2020. – Vol. 146 (2). – P. 123–154. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000217
- Jones L., Asare J. B., El Masri M., Mohanraj A., Sherief H., van Ommeren M. Severe mental disorders in complex emergencies // The Lancet. – 2022. – Vol. 399 (10321). – P. 72–83. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)02147-3
- Kira I. A., Shuwiekh H., Alhuwailah A., Ashby J. S., Sous F., Baali S., Azdaou C. The effects of COVID-19 and collective identity trauma (CIT) on mental health: Implications for current and future pandemics // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2020. – Vol. 19 (6). – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-020-00424-8
- Захарова Н. М., Цветкова М. Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям // Психология и право. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 185–197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44491592 DOI: https:///doi.org/10.17759/psylaw.2020100413
- Bürgin D., Anagnostopoulos D., Board and Policy Division of ESCAP, Vitiello B., Sukale T., Schmid M., Fegert J. M. Impact of war and forced displacement on children's mental health-multilevel, needs-oriented, and trauma-informed approaches // European child & adolescent psychiatry. – 2022. – Vol. 31 (6). – Р. 845–853. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-022-01974-z
- Masten A. S. Resilience theory and research on children and families: Past, present, and promise // Journal of Family Theory & Review. – 2018. – Vol. 10 (1). – P. 12–31. DOI: https://doi.org/10.1111/jftr.12255
10. Hobfoll S. E., Watson P., Bell C. C., Bryant R. A., Brymer M. J., Friedman M. J., Ursano R. J. Five essential elements of immediate and mid-term mass trauma intervention: Empirical evidence // Psychiatry. – 2019. – Vol. 82 (4). – P. 311–332. DOI: https://doi.org/10.1080/00332747.2019.1623151
11. Елупахина А. В. Условия формирования психологического благополучия детей в образовательной среде учреждения дошкольного образования // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 2 (144). – С. 170–182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49726461 DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.031
12. Струкова А. С., Поливанова К. Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования // Современная зарубежная психология. – 2023. – № 3 (12). – C. 137–148. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=54946790 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313
13. Layne C. M., Olsen J. A., Baker A., Legerski J. P., Isakson B., Pasalic A., Pynoos R. S. Unpacking trauma exposure risk factors and differential pathways of influence: Predicting postwar mental distress in Bosnian adolescents // Child Development. – 2020. – Vol. 81 (4). – P. 1053–1076. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13330
14. Jordans M. J. D., Pigott H., Tol W. A. Interventions for children affected by armed conflict: A systematic review of mental health and psychosocial support in low- and middle-income countries // Current Psychiatry Reports. – 2021. – Vol. 18 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1007/s11920-020-01220-8
15. Павлова Н.С. Исследование субъектных и личностных характеристик в русле системно-субъектного подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2023. – Т. 13. – Вып. 4. – С. 462–474. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57476938 DOI: https:///doi.org/10.21638/spbu16.2023.402
16. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. – 2022. – Т. 30, № 1 (115). – С. 29–48. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=49382076 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103
17. Catani C. Mental health of children living in war zones: a risk and protection perspective // World Psychiatry. – 2018. – Vol. 17 (1). – P. 104–105. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20496
18. Betancourt T. S., McBain R., Newnham E. A., Brennan R. T. The intergenerational impact of war on mental health and psychosocial wellbeing: Lessons from the longitudinal study of war-affected youth in Sierra Leone // Conflict and Health. – 2019. – Vol. 13 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1186/s13031-019-0226-9
19. Panter-Brick C., Grimon M. P., Eggerman M. Trauma memories, mental health, and resilience: A prospective study of Afghan youth // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2021. – Vol. 56 (7). – P. 814–825. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.13337
20. Gindt M., Fernandez A., Zeghari R., Ménard M.-L., Nachon O., Richez A., Auby P., Battista M., Askenazy F. A 3-year retrospective study of 866 children and adolescent outpatients followed in the Nice Pediatric Psychotrauma Center created after the 2016 mass terror attack // Frontiers in Psychiatry. – 2022. – Vol. 13. – P. 1010957. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.1010957
21. Çekiç A. Psychological symptoms in children who are victims of war and migration: Comparison of Turkish and Syrian students // Global Journal of Guidance and Counseling in Schools: Current Perspectives. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 150–157. DOI: https://doi.org/10.18844/gjgc.v12i1.7457
22. Llabre M. M., Hadi F., La Greca A. M., Lai B. S. Psychological Distress in Young Adults Exposed to War-Related Trauma in Childhood // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2015. – Vol. 44 (1). – P. 169–180. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2013.828295
23. Харламенкова Н. Е., Никитина Д. А., Шаталова Н. Е., Дымова Е. Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены «оставленности» и «вовлеченности» // Клиническая и специальная психология. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 71–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49573895 DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110303
24. Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – C. 37–59. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s1814-95450000617-1-1-ru-211/ URL https://elibrary.ru/item.asp?id=44007508
25. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Вишневская О. Н., Тихомирова Е. В. Верификация и валидизация методик изучения трудностей социализации и уровня психологического благополучия подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2025. – Т. 31, № 1. – С. 60–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82283503 DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-76-83
26. Самохвалова А. Г., Екимчик О. А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 60. – С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36318191 DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.276
27. Şişmanlar Ş. G., Demirbaş-Çakir E., Karakaya I., Çizmecioğlu F. M., Yavuz C. I., Hatun Ş., Ağaoğlu B. Posttraumatic stress symptoms in children diagnosed with type 1 diabetes // Italian Journal of Pediatrics. – 2012. – Vol. 38 (1). – P. 13. DOI: https://doi.org/10.1186/1824-7288-38-13
28. Masten A. S. Resilience from a developmental systems perspective // World Psychiatry. – 2019. – Vol. 18 (1). – P. 101–102. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20591
29. Southwick S. M., Sippel L., Krystal J., Charney D., Mayes L., Pietrzak R. Why are some individuals more resilient than others: The role of social support // World Psychiatry. – 2016. – Vol. 15 (1). – P. 77–79. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20282
30. Herman J. L. Complex PTSD: A syndrome in survivors of prolonged and repeated trauma // Journal of Traumatic Stress. – 1992. – Vol. 5 (3). – P. 377–391. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00977235