Оценка динамики развития регуляционного фактора ресурсов совладающего поведения педагога в процессе профессионализации
Проблема и цель. В статье исследуется проблема поиска ресурсов, оказывающих влияние на совладание со стрессом современных педагогов. Цель исследования – осуществить оценку динамики развития регуляционного фактора в психологической структуре ресурсов совладающего поведения педагогов.
Методология. Методологическую основу исследования составили положения системогенетической концепции, субъектный и ресурсный подход, которые позволят рассматривать проблему совладающего поведения педагогов в контексте оценки динамики его детерминации на разных этапах профессионализации. Исследование проводится с использованием следующих методов: теоретический анализ научной литературы, психодиагностический метод, методы статистической обработки: эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент, вращение Varimax), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена). Выборка исследования включала в себя 901 педагога и 295 студентов вуза.
Результаты. Авторами получены следующие результаты: 1) проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам значимости регуляции для эффективности педагогической деятельности, сохранения профессионального и личностного благополучия педагога в стрессовых ситуациях; 2) представлены результаты эмпирического исследования, которые содержат оценку динамики развития регуляционного фактора ресурсов совладающего поведения педагогов на разных этапах профессионализации.
Заключение. В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования определена динамика развития регуляционного фактора ресурсов копинг-поведения педагогов.
Авторы приходят к выводу, что развитие регуляционных ресурсов совладания со стрессом на разных этапах профессионализации имеет нелинейный характер.
совладающее поведение; ресурсы совладающего поведения; психологическая структура ресурсов совладающего поведения; регуляционные ресурсы; рефлексия; саморегуляция; педагогическая деятельность; педагог
- Mengistnew M., Sahile A., Asrat D. Examining teachers’ self-regulation practice in secondary school science teaching: the case of South Gondar Zone, Ethiopia // Heliyon. – 2021. – Vol. 7 (11). – P. e08306. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08306
- Mattern J., Bauer J. Does teachers' cognitive self-regulation increase their occupational well-being? The structure and role of self-regulation in the teaching context // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 43. – P. 58–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.05.004
- Manning B. H., Beverly D., Payne A Vygotskian-based theory of teacher cognition: Toward the acquisition of mental reflection and self-regulation // Teaching and Teacher Education. – 1993. – Vol. 9 (4). – P. 361–371. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(93)90003-Y
- Zielińska A., Lebuda I., Gop A., Karwowski M. Teachers as creative agents: How self-beliefs and self-regulation drive teachers’ creative activity // Contemporary Educational Psychology. – 2024. – Vol. 77. – P. 102267. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2024.102267
- Bodensteiner J., Bauer J., Lewalter D. Learning to self-regulate the professional work outside the classroom: A resource for novice teachers? // Teaching and Teacher Education. – 2025. – Vol. 153. – P. 104824. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2024.104824
- Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Костригин А. А. Развитие рефлексивных способностей студентов – будущих учителей начальных классов // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 470–485. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49287801 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.27
- Bowling A., Giorgi A., Filson C., Kitchel T. Agricultural education preservice teachers’ metacognitive processes and reflective observations during a reflection-in-action activity // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 114. – P. 103695. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103695
- Košir K., Tement S., Licardo M., Habe K. Two sides of the same coin? The role of rumination and reflection in elementary school teachers' classroom stress and burnout // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 47. – P. 131–141. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.01.006
- Glava A.-E., Glava C.-C. Profiles of metacognitive reflection in future teacher university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 15. – P. 988–992. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.226
10. Zhu G., Chen M. Positioning preservice teachers’ reflections and I-positions in the context of teaching practicum: A dialogical-self theory approach // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 117. – P. 103734. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103734
11. Gastager A., Hagenauer G., Moser D., Rottensteiner E. Fostering preservice teachers’ openness to educational theory and self-regulation as elements of their epistemic reflective competence: Results from a mixed-methods intervention study in Austria // International Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 112. – P. 101918. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101918
12. Özaşkın-Arslan A. G., Arslan R., Irmak Ş. Reconstruction of a pre-service teacher reflection through objective hermeneutics // Teaching and Teacher Education. – 2024. – Vol. 140. – P. 104485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2024.104485
13. Martin-Kerr K.-G., Rombalski A., Israelson M. Examining reflection as a tool to develop equity-mindedness in future educators: One teacher candidate's reflection with a mentor through three theoretical lenses // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 117. – P. 103782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103782
14. Körkkö M., Kyrö-Ämmälä O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 55. – P. 198–206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.01.014
15. Burhan-Horasanlı E., Hart D. O. Conceptualizing reflection-for-action: Empowering teachers as agents of collaborative and collective transformation // Teaching and Teacher Education. – 2024. – Vol. 152. – P. 104802. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2024.104802
16. McKay L. Using arts-based reflection to explore preservice teacher identity development and its reciprocity with resilience and well-being during the second year of university // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 105. – P. 103424. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103424
17. Liu M., Wang H., Shi H., Zhang B., Sun X., Wang J. Examining the personal growth of college teacher educators through the lens of human development ecology: An approach utilizing artificial neural networks (ANNs) modeling // Heliyon. – 2024. – Vol. 10 (21). – P. e39372. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e39372
18. Lin Z., Jiang Y. Character strengths, meaning in life, personal goal, and career adaptability among impoverished college students: A chain-mediating model // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (2). – P. e13232. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13232
19. Wright A. J., Litwin A. W., Jackson J. J. Compensatory couple effects: How a spouse’s life goals impact one’s own career and health outcomes // Journal of Research in Personality. – 2023. – Vol. 103. – P. 104350. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2023.104350
20. Taylor Sh. E., Stanton A. L. Coping Resources, Coping Processes, and Mental Health // The Annual Review of Clinical Psychology. – 2007. – Vol. 3 (1). – P. 377–401. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.clinpsy.3.022806.091520
21. Толочек В. А, Журавлева Н. И. Динамика актуализации психологических ресурсов субъектом на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 1. – С. 91–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23112985
22. Патронова И. А. Опыт исследования качеств личности педагога как наиболее значимых в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 235–241. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47788753
23. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 6. – С. 88–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44469087 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250608
24. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя // Интеграция образования. – 2024. – Т. 28, № 4. – С. 514–532. URL: https://elibrary.ru/cqqkgm DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532
25. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 7–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271737 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.01
26. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Структурная организация индивидуальных ресурсов совладающего поведения педагога // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 5. – С. 632–649. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74512711 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.5.37
27. Поваренков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2017. – Т. 2, № 4. – С. 4–39. URL: https://www.elibrary.ru/zxwtkz
28. Польская Н. А. Мухаметзянова М. Н. Особенности эмоциональной регуляции в связи со стрессом и выгоранием // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 61. – С. 10. URL: https://www.elibrary.ru/yrsdsh
29. Биба А. Г. Рефлексия будущих педагогов в контексте их методической подготовки // Вестник практической психологии образования. – 2024. – Т. 21, № 4. – С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=77262860 DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210401