Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 3, С. 201–223
УДК: 
172.12+37.015.31+316.752

Формирование устойчивых нравственных установок школьников: оценка роли факторов здоровья семьи в антикоррупционном поведении

Загладина А. Р. 1 (Москва, Россия), Бушуева А. М. 2 (Кострома, Россия), Максименко А. А. 3 (Кострома, Россия)
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
2 Костромской государственный университет
3 Костромское областное отделение Российское общество социологов
Аннотация: 

Проблема и цель. В условиях растущего внимания к проблеме коррупции становится актуальным изучение факторов, влияющих на формирование антикоррупционного поведения начиная с раннего возраста. Семья, являясь первичным агентом социализации, играет ключевую роль в передаче моральных норм и ценностей. Однако влияние социально-эмоционального здоровья семьи на формирование отношения к коррупции остается недостаточно изученным. Настоящее исследование направлено на выявление и обобщение особенностей формирования устойчивых нравственных установок школьников, а также на обоснование роли факторов здоровья семьи в контексте антикоррупционного поведения.
Методология. В исследовании приняли участие 354 школьника (58,5 % девушек и 41,5 % юношей) в возрасте от 13 до 17 лет (M = 15,86, SD = 0,98). В исследовании был реализован количественный методологический подход, опирающийся на принципы постпозитивистской парадигмы, предполагающей объективную фиксацию и статистическую обработку эмпирических данных. В качестве основного метода сбора информации использовался стандартизированный опрос, проведенный в онлайн-формате, что позволило обеспечить однородность исследовательской процедуры. Анализ полученных данных осуществлялся с применением методов математико-статистической обработки, включающих описательную статистику (для определения общих тенденций и характеристик выборки), корреляционный анализ (с целью выявления статистически значимых взаимосвязей между параметрами здоровья семьи, личностными характеристиками и показателями антикоррупционного поведения школьников), а также модерационный анализ (для оценки влияния третьих переменных на силу и характер установленных взаимосвязей). Такой комплексный подход обеспечил возможность всестороннего рассмотрения исследуемого феномена с учетом индивидуально-психологических и социально-семейных факторов.
Результаты. Авторами были выявлены устойчивые статистические взаимосвязи между компонентами здоровья семьи и антикоррупционными установками подростков. В частности, обнаружена положительная корреляция между социально-эмоциональным здоровьем семьи, уровнем внешней социальной поддержки и выраженностью порицания коррупции. Одновременно обобщены данные, указывающие на отрицательную связь между уровнем материального обеспечения семьи и склонностью осуждать коррупционное поведение. Также было обосновано значение личностных характеристик подростков как медиаторов данных связей: установлено, что открытость опыту частично опосредует связь между семейным здоровьем и антикоррупционными установками, а добросовестность выступает посредником в контексте влияния здорового образа жизни семьи. Таким образом, авторы подтвердили значимость семейного воспитания и индивидуально-личностных факторов в формировании отношения к коррупции у школьников, выделив открытость опыту как особенно важную переменную.
Заключение. Развитие антикоррупционных установок у подростков требует комплексного подхода, включающего укрепление семейного благополучия, воспитание критического мышления и развитие самоконтроля. Полученные результаты могут быть учтены при разработке стратегий антикоррупционного образования и воспитания, направленных на укрепление семейных ценностей и формирование устойчивых нравственных установок у российских школьников.

Ключевые слова: 

здоровье семьи; психологическое превосходство; порицание коррупции; здоровый образ жизни; нравственные установки; добросовестность; открытость опыту; антикоррупционное поведение школьников

Библиографическая ссылка:
Загладина А. Р., Бушуева А. М., Максименко А. А. Формирование устойчивых нравственных установок школьников: оценка роли факторов здоровья семьи в антикоррупционном поведении // Science for Education Today. – 2025. – № 3. – С. 201–223. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2503.10
Список литературы: 
  1. Махнач А. В. Тенденции исследований в психологии семьи: от неблагополучия к жизнеспособности // Социальная психология и общество. – 2024. – Т. 15, № 3. – С. 5–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75103982 DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150301
  2. Lucas-Thompson R. G., Goldberg W. A. Family relationships and children's stress responses // Advances in Child Development and Behavior. – 2011. – Vol. 40. – P. 243–299. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-386491-8.00007-4
  3. Свадьбина Т. В., Немова О. А. Российская семья как хранитель и транслятор традиционных национальных ценностей // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11, № 4. – C. 14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56750200 DOI: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-14
  4. Vuchinich S. Starting and Stopping Spontaneous Family Conflicts // Journal of Marriage and Family. – 1987. – Vol. 49 (3). – P. 591–601. DOI: https://doi.org/10.2307/352204
  5. Cummings E. M., Koss K. J., Davies P. T. Prospective relations between family conflict and adolescent maladjustment: security in the family system as a mediating process // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2015. – Vol. 43 (3). P. 503–515. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-014-9926-1 
  6. Law E., Fisher E., Eccleston C., Palermo T. M. Psychological interventions for parents of children and adolescents with chronic illness // Cochrane Database of Systematic Review. – 2019. – Vol. 18 (3). – P. CD009660. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD009660.pub4
  7. Garcia Rodrigues M., Rodrigues J. D., Pereira A. T., Azevedo L. F., Pereira Rodrigues P., Areias J. C., Areias M. E. Impact in the quality of life of parents of children with chronic diseases using psychoeducational interventions – A systematic review with meta-analysis // Patient Education and Counseling. – 2022. – Vol. 105 (4). – P. 869–880. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.07.048
  8. Torry Z. D., Billick S. B. Implications of antisocial parents // Psychiatric Quarterly. – 2011. – Vol. 82 (4). – P. 275–285. DOI: https://doi.org/10.1007/s11126-011-9169-z
  9. Беляева С. И. Межпоколенная воспроизводимость деструктивных паттернов функционирования в семьях делинквентных подростков // Медицинская психология в России. – 2017. – Т. 9, № 1. – С. 10. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2017_1_42/nomer04.php URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29817207

10. Смолева Е. О., Шишигина С. Н. Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2018. – № 4. – С. 79–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36486609

11. Тигунцева Г. Н. Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии // Криминологический журнал байкальского государственного университета экономики и права. – 2015. – № 9 (1). – С. 47–56. URL: http://cj-bgu.ru/reader/article.aspx?id=20049  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23134900  DOI: http://dx.doi.org/10.17150/1996-7756.2015.9(1).47-56 

12. Knafo-Noam A., Uzefovsky F., Israel S., Davidov M., Zahn-Waxler C. The prosocial personality and its facets: genetic and environmental architecture of mother-reported behavior of 7-year-old twins // Frontiers in Psychology. – 2015. – Vol. 13 (6). – P. 112. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00112

13. Malti T., Galarneau E., Peplak J. Moral Development in Adolescence // Journal of Research on Adolescent. – 2021. – Vol. 31 (4). – P. 1097–1113. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12639

14. Leming J. S. Intrapersonal variations in stage of moral reasoning among adolescents as a function of situational context // Journal of Youth and Adolescent. – 1978. – Vol. 7 (4). – P. 405–316. DOI: https://doi.org/10.1007/BF01537808

15. Hardy S. A., Bean D. S., Olsen J. A. Moral Identity and Adolescent Prosocial and Antisocial Behaviors: Interactions with Moral Disengagement and Self-regulation // Journal of Youth and Adolescent. – 2015. – Vol. 44 (8). – P. 1542–1554. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-014-0172-1

16. Sroufe L. A. Attachment and Development: A Prospective, Longitudinal Study from Birth to Adulthood // Attachment Human Development. – 2005. – Vol. 7 (4). – P. 349–367. DOI: https://doi.org/10.1080/14616730500365928

17. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development: Research perspectives // Developmental Psychology. – 1986. – Vol. 22 (6). – P. 723–742. DOI: https://doi.org/10.1037/0012-1649.22.6.723

18. Lansford J. E., Godwin J., Uribe Tirado L. M., Zelli A., Al-Hassan S. M., Bacchini D., Bombi A. S., Bornstein M. H., Chang L., Deater-Deckard K., Di Giunta L., Dodge K. A., Malone P. S., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Tapanya S., Peña Alampay L.  Individual, family, and culture-level contributions to child aggression and rule-breaking behavior // International Journal of Behavioral Development. – 2018. – Vol. 42 (2) – P. 165–173. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780429401695-3/parenting-child-discipline-jennifer-lansford DOI: https://doi.org/10.4324/9780429401695-3

19. Lansford J. E., Godwin J., Al-Hassan S. M., Bacchini D., Bornstein M. H., Chang L., Chen B. B., Deater-Deckard K., Di Giunta L., Dodge K. A., Malone P. S., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Steinberg L., Tapanya S., Alampay L. P., Uribe Tirado L. M., Zelli A. Longitudinal associations between parenting and youth adjustment in twelve cultural groups: Cultural normativeness of parenting as a moderator // Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 54 (2). – P. 362–377. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000416

20. Grusec J. E., Davidov M. Integrating different perspectives on socialization theory and research: A domain‐specific approach // Child Development. – 2010. – Vol. 81 (3). – P. 687–709. URL: https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-8624.2010.01426.x DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01426.x

21. Darling N., Steinberg L. Parenting style as context: An integrative model // Psychological Bulletin. – 1993. – Vol. 113 (3). – P. 487–496. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.113.3.487

22. Livingstone S., Helsper E. J. Taking risks when communicating on the Internet: The role of offline social-psychological factors in young people's vulnerability to online risks // Information, Communication Society. – 2007. – Vol. 10 (5). – P. 619–644. DOI: https://doi.org/10.1080/13691180701657998

23. Bowlby J. Attachment and loss: Retrospect and prospect // American Journal of Orthopsychiatry. – 1982. – Vol. 52 (4). – P. 664–678. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1982.tb01456.x

24. Crandall A., Weiss-Laxer N. S., Broadbent E., Holmes E. K., Magnusson B. M., Okano L., Berge M. J., Barnes D. M., Lee Hanson C., Jones L. B., Novilla B. L. The family health scale: reliability and validity of a short and long-form // Frontiers in Public Health. – 2020. – Vol. 8. – P. 587125. URL: https://www.frontiersin.org/journals/public-health/articles/10.3389/fpubh.2020.587125/full DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.587125

25. Забелина Е. В., Максименко В. А., Бушуева А. М. Шкала здоровья семьи: результаты адаптации на российской выборке // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2024. – № 3. – С. 63–73. URL: https://psy-journal.omsu.ru/issues/404/12187.php URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=72017588 DOI: https://doi.org/10.24147/2410-6364.2024.3.63-73

26. Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann W. B. A very brief measure of the big-five personality domains // Journal of Research in Personality. – 2003. – Vol. 37 (6). – P. 504–528. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0092656603000461 DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00046-1

27. Корнилова Т. В., Зиренко М. С., Гусейнова Р. Д. Г. Кросс-культурная адаптация краткого опросника Большой пятерки (TIPI): сравнение российской и азербайджанских студенческих выборок // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 55. – С. 7. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/349 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30605353

28. Campbell W. K., Bonacci A. M., Shelton J., Exline J. J., Bushman B. J. Psychological entitlement: Interpersonal consequences and validation of a self-report measure // Journal of personality assessment. – 2004. – Vol. 83 (1). – P. 29–45. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327752jpa8301_04

29. Li S., Triandis H. C., Yu Y. Cultural orientation and corruption // Ethics and Behavior. – 2006. – Vol. 16 (3). – P. 199–215. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327019eb1603_2

30. Максименко А. А., Крылова Д. В., Дейнека О. С. Степень порицания коррупции у россиян с разным уровнем отношения к социальному доминированию // Российский психологический журнал. – 2023. – № 20 (3). – С. 274–294. URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/1496  / URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54744602  DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.15

31. Walsh F. Family resilience: a framework for clinical practice // Family Process. – 2003. – Vol. 42 (1). – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1545-5300.2003.00001.x

32. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 102. – С. 323–328. URL: https://rep.herzen.spb.ru/publication/4442  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12225411

33. Максименко А. А., Загладина А. Р. Роль психологического превосходства в коррупционных намерениях личности // Новые психологические исследования. – 2024. – № 2. – С. 112–131. URL: https://newpsyresearches.ru/article/maksimenko-zagladina-ru-2024-2-6   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67930206 DOI: https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2024_04_02_06

34. Piff P. K., Stancato D. M., Côté S., Mendoza-Denton R., Keltner D. Higher social class predicts increased unethical behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – Vol. 109 (11). – P. 4086–4091. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1118373109

35. Tangney J. P., Baumeister R. F., Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades and interpersonal success // Journal of Personality. – 2004. – Vol. 72 (2). – P. 271–324. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x DOI: https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x

Дата публикации 30.06.2025