Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 159–187
УДК: 
37.012+37.013+37.043+316.752

Социально-педагогический портрет советника по воспитанию: оценка профессиональных дефицитов и образовательных запросов

Геращенко И. П. 1 (Омск, Россия), Дроботенко Ю. Б. 1 (Омск, Россия)
1 Омский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема взаимосвязи социально-демографических характеристик советника по воспитанию с его профессиональными дефицитами и запросами на развитие определенных компетенций. Цель исследования – выявить и показать влияние социально-педагогического портрета советников по воспитанию на их профессиональные дефициты и образовательные запросы, а также обосновать концептуальные основания подготовки советников на разных уровнях образования.
Методология. Исследование базируется на положениях деятельностного, компетентностного и дефицитарного подходов. Применяется метод теоретического анализа особенностей деятельности советников по воспитанию и его компетенций, сравнительно-аналитический обзор источников, комплекс методов количественного, качественного и интерпретационного анализа эмпирических данных, полученных в ходе анкетирования действующих советников по воспитанию. Статистическая обработка количественных данных проводилась с помощью критерия хи-квадрат Пирсона, а качественные данные обрабатывались с использованием тематического анализа и метода интерпретации.
Результаты. В статье уточнена компетентностная модель советников по воспитанию и определена значимость разных компетенций в их практической деятельности. На основе социально-демографических характеристик (возраст, образование, педагогический стаж, стаж работы в образовательной организации, опыт участия в конкурсах по воспитательной деятельности) составлен социально-педагогический портрет советника по воспитанию.
Выделены пять формирующих компетенций (личностные, психолого-педагогические, эмпатические, коммуникативные и управленческо-организационные), которые выступают целевыми ориентирами уровневых программ подготовки советников в бакалавриате, магистратуре и дополнительном профессиональном образовании, позволяющими восполнить профессиональные дефициты советников в обозначенных компетенциях.
Заключение. Сделан вывод о том, что социально-педагогический портрет советника по воспитанию служит инструментом выявления их профессиональных дефицитов и образовательных запросов, что позволяет разработать научно обоснованную концепцию подготовки советников по воспитанию как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании.

Ключевые слова: 

советник по воспитанию; компетентностная модель; профессиональные дефициты; социально-педагогический портрет; профессиональная компетентность; образовательные запросы советников

Библиографическая ссылка:
Геращенко И. П., Дроботенко Ю. Б. Социально-педагогический портрет советника по воспитанию: оценка профессиональных дефицитов и образовательных запросов // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 159–187. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.08
Список литературы: 
  1. Демакова И. Д., Шустова И. Ю., Попова И. Н. О методах исследования в сфере воспитания: взгляд на проблему с позиции науки и практики // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 478. – С. 154–161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49610855   DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/478/19
  2. Bochaver A. A., Zhilinskaya A. V., Khlomov K. D. The Future Prospects of Modern Adolescents in the Life Course Perspective // Russian Education and Society. – 2017. – Vol. 59 (5–6). – P. 217–230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35536632  DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2017.1408364
  3. Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В., Тарабакина Л. В., Звонова Е. В. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы "личность - группа - общество" // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 65–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44492587   DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.041
  4. Gunter H. M., Hall D., Mills C. Consultants, consultancy and consultocracy in education policymaking in England // Journal of Education Policy. – 2015. – Vol. 30 (4). – P. 518–539. DOI: https://doi.org/10.1080/02680939.2014.963163
  5. Боярская Ю. В. Взаимодействие советника директора по воспитанию с классными руководителями: ключевые аспекты и практические рекомендации // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 4. – С. 103–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82292086   DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40372
  6. Лаврентьева О. А., Скрыпникова Е. М., Дейч Б. А., Лаврентьева З. И. Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: оценка ожиданий и потенциала совершенствования воспитательной работы с обучающимися // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 6. – С. 7–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58731695   DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.01 
  7. Лаврентьева О. А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социально-политические исследования. – 2023. – № 3. – С. 110–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54795259
  8. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2. – С. 330–350. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52657683   DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2023.2.19
  9. Богдашин А. В., Соловьёва Т. О. Специфика взаимодействия советников дирек­торов по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – С. 140–145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54084937   DOI: http://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-140-145

10. Лаврентьева О. А. Развитие профессиональных компетенций советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // ЦИТИСЭ. – 2024. – № 3. – С. 451–461. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74397051   URL: https://ma123.ru/ru/2024/09/id-0731-ru/

11. Гукаленко О. В. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России / О. В. Гукаленко, А. Г. Бермус, В. Н. Пустовойтов, О. С. Рыжова // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 6. – С. 8–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xrarao

12. Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 3. – С. 90–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54645838   DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.23.03.08

13. Сташкевич И. Р., Крупинова Е. О. Система профессионального развития: роль советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 2. – С. 53–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54178114  

14. Vermeir K., Kelchtermans G. Unpacking the support practices of educational advisors: Congruency, loyalty, legitimacy, and urgency // Journal of Educational Change. – 2022. – Vol. 23 (4). – P. 473–495. DOI: https://doi.org/10.1007/s10833-021-09428-0

15. Lillge D., Knowles A. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction // Teaching and Teacher Education. – 2020. – Vol. 94. – P. 103098. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103098

16. Ge Y., Li W., Chen F., Kayani S., Qin G. The Theories of the Development of Students: A Factor to Shape Teacher Empathy From the Perspective of Motivation // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.736656

17. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement // Education Research International. – 2020. – Vol. 1. – P. 2471956. DOI: https://doi.org/10.1155/2020/2471956 

18. Testa D. Interprofessional Collaboration: How Social Workers, Psychologists, and Teachers Collaborate to Address Student Wellbeing // Australian Social Work. – 2023. Vol. 78 (3). – P. 341–354. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2023.2256703 

19. Barnatt J., Andries D’Souza L., Gleeson A. M., Mitchell Viesca K., Wery J. Intercultural Competence in Pre-Service Teacher Candidates // International Journal of Educational Reform. – 2020. – Vol. 29 (3). – P. 211–235. DOI: https://doi.org/10.1177/105678791989.

20. Wei Y., Spencer-Rodgers J., Anderson E., Peng K. The Effects of a Cross-Cultural Psychology Course on Perceived Intercultural Competence // Teaching of Psychology. – 2021. – Vol. 48 (3). – P. 221–227. DOI: https://doi.org/10.1177/009862832097

21. Kraft M. A., Bolves A. J. Can Technology Transform Communication Between Schools, Teachers, and Parents? Evidence from a Randomized Field Trial // Education Finance and Policy. – 2022. – Vol. 17 (3). – P. 479–510. DOI: https://doi.org/10.1162/edfp_a_00344

22. Engeness I. Developing teachers’ digital identity: towards the pedagogic design principles of digital environments to enhance students’ learning in the 21st century // European Journal of Teacher Education. – 2021. – Vol. 44 (1). – P. 96–114. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1849129

23. Oliveira K. K. De S., De Souza R. A. C. Digital Transformation towards Education 4.0 // Informatics in Education. – 2022. – Vol. 21 (2). – P. 283–309. DOI: https://doi.org/10.15388/infedu.2022.13

24. Bonfield C. A., Salter M., Longmuir A., Benson M., Adachi C. Transformation or evolution?: Education 4.0, teaching and learning in the digital age // Higher Education Pedagogies. – 2020. – Vol. 5 (1). – P. 223–246. DOI: https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816847

25. Yurinova E. A., Byrdina O. G., Dolzhenko S. G. Transprofessional competences of school teachers in the digital environment: education employers’ perspective // Education and Information Technologies. – 2021. – Vol. 27 (2). – P. 1841–1863. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46969525   DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10687-w

26. Куликовская И. Э., Боярская Ю. В. Профессиональные дефициты советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Мир университетской науки: культура, образование. – 2023. – № 8. – С. 17–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59887251   DOI: https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-8-17-22

27. Кисляков А. В., Щербаков А. В., Буравова С. В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. ‒ 2023. ‒ № 2. ‒ С. 133–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53923819

28. Chen T., Liu L., Cui J., Chen X., Wang Y. Developmental trajectory of time perspective: From children to older adults // Psychology Chinese Journal. – 2016. – Vol. 5 (4). – P. 245–255. DOI: https://doi.org/10.1002/pchj.140

Дата публикации 31.10.2025