Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 7–31
УДК: 
377.6+378.1+37.03+159.942.2

Личностные особенности педагогов дошкольного образования: оценка профессиональной идентичности и эмоциональной сферы на разных уровнях профессионализации

Белкина В. Н. 1 (Ярославль, Россия), Золотарева А. В. 1 (Ярославль, Россия), Слепко Ю. Н. 2 (Ярославль, Россия)
1 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
2 ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье анализируется проблема непрерывного и преемственного развития личности педагога дошкольного образования. Цель исследования состоит в выявлении особенностей профессиональной идентичности и эмоциональной сферы педагогов дошкольного образования на разных уровнях их профессионализации.
Методология. Методологическую основу исследования составили положения теории профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков), а также концепций профессиональной педагогической деятельности (А. К. Маркова, Л. М. Митина). Они позволяют рассматривать профессионализацию педагога как непрерывный процесс, имеющий специфические особенности на разных уровнях профессионального образования и самостоятельной трудовой деятельности. Исследование проводилось с использованием следующих методов: теоретического анализа научной литературы и нормативных документов, психодиагностического метода, методов статистической обработки результатов эмпирического исследования. Выборка исследования включала в себя 236 студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», и 1565 педагогов дошкольных образовательных организаций.
Результаты. Авторами были получены следующие результаты: 1) обобщены отечественные и зарубежные методологические и теоретические исследования проблемы непрерывного и уровневого профессионального развития педагога дошкольного образования; 2) раскрыто содержание основных нормативных документов, регламентирующих реализацию идеи непрерывности и преемственности в профессионализации педагога;
3) представлены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие совокупность позитивных и негативных тенденций развития личности педагога дошкольного образования в условиях непрерывной профессионализации.
Заключение. В результате проведенного исследования установлено противоречие в процессе непрерывной профессионализации педагога дошкольного образования – строгая нормативная регламентация и широкая теоретическая разработанность проблемы сочетаются с существенными негативными тенденциями в развитии личности дошкольного педагога на разных уровнях его профессионального развития.

Ключевые слова: 

профессиональное развитие; педагог дошкольного образования; профессиональная идентичность; эмоциональная сфера

Библиографическая ссылка:
Белкина В. Н., Золотарева А. В., Слепко Ю. Н. Личностные особенности педагогов дошкольного образования: оценка профессиональной идентичности и эмоциональной сферы на разных уровнях профессионализации // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.01
Список литературы: 
  1. Пушкарева Е. А., Kирякова И. Д., Пушкарев Ю. В. Организационная культура личности профессионала: особенности современного содержания и формирования в условиях цифрового развития образовательной среды // Профессиональное образование в современном мире. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 420–428. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80281651 DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-6 
  2. Хоронько Л. Я., Бойчук С. С. Кризис профессионального образования и демонтаж личности профессионала в современном мире // Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2022. – № 1. – С. 40–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49324842
  3. Zielinski M. J., McLaughlan C. L., Jahangir T., Bull C. E., Reece S., Allison M. K. Community-driven strategies for implementing suicide prevention education in jails // Psychological Services. – 2025. – Vol. 22 (3). – P. 477–492. DOI: https://doi.org/10.1037/ser0000927
  4. Shahid S., Bishop R., Shahid S., Noguchi K., Greer T., Stepanova E. V. Acculturative stress and sociocultural adaptation of international students in the United States // International Perspectives in Psychology. – 2025. – Vol. 14 (4). – P. 185–195. DOI: https://doi.org/10.1027/2157-3891/a000131
  5. Neimeyer G. J., Horn J. B., Messer-Engel K., Nishi-Strattner L., Orwig J., Slusky A., Taylor J. M., Williams L. The perceived contribution of continuing professional development activities to ongoing professional competence // Practice Innovations. – 2025. – Vol. 10 (2). – P. 156–171. DOI: https://doi.org/10.1037/pri0000282
  6. Davis D. E., Hunter E. A., Lee Y., Choe E. J. Y., Sandage S. J., Hook J. N., DeBlaere C., Owen J. J. Culturally humble continuing education: A multicultural orientation perspective // Practice Innovations. – 2025. – Vol. 10 (2). – P. 189–201. DOI: https://doi.org/10.1037/pri0000272
  7. Barata M., Santos J. M., Sousa D., Silva C., Alface C., Coelho P. We are on the road to somewhere: How deliberate practice can enhance the path of continuing education in mental health // Practice Innovations. – 2025. – Vol. 10 (2). – P. 132–143. DOI: https://doi.org/10.1037/pri0000273
  8. Ettekal I., Mohammadi M., Shi Q. Transactional associations among children’s externalizing and internalizing behaviors, teacher and peer relationships, and academic performance // Journal of Educational Psychology. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000966
  9. Núñez-Regueiro F., Wang M.-T. Adolescent well-being and school engagement as a function of teacher and peer relatedness: The more (relatedness) is not always the merrier // Journal of Educational Psychology. – 2025. – Vol. 117 (3). – P. 466–484. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000910

10. Thomas K., Ross L., Ruzek E. Teacher discrimination and student engagement in the context of classroom quality: The mediating effect of relational trust // Journal of Educational Psychology. – 2025. – Vol. 117 (3). – P. 434–444. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000920

11. Blömeke S., Nilsen T., Scherer R. School innovativeness is associated with enhanced teacher collaboration, innovative classroom practices, and job satisfaction // Journal of Educational Psychology. – 2021. – Vol. 113 (8). – P. 1645–1667. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000668

12. Klusmann U., Aldrup K., Roloff J., Lüdtke O., Hamre B. K. Does instructional quality mediate the link between teachers’ emotional exhaustion and student outcomes? A large-scale study using teacher and student reports // Journal of Educational Psychology. – 2022. – Vol. 114 (6). – P. 1442–1460. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000703

13. Чехлатова Е. В. Развитие системы дошкольного воспитания и образования // Проектирование. Опыт. Результат. – 2023. – № 5. – С. 47–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54819393

14. Scionti N., Luzi G., Zampini L., Marzocchi G. M. Identifying children with self-regulation problems: Factorial structure and psychometric properties of the QUVA-p, a screening tool for preschool teachers // European Journal of Psychological Assessment. – 2023. – Vol. 39 (2). – P. 106–113. DOI: https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000706

15. Kelly C. L., Whitaker A. A., Burchinal M., Jenkins J. M., Vandell D. L. Testing the structure–process–outcome model across different early care and education policy contexts // Developmental Psychology. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0002018

16. Несына С. В. Динамика сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 171–181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45761010  DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-171-181 

17. Hoffman J. A., Schmidt E. M., Arguello D. J., Eyllon M. N., Castaneda-Sceppa C., Cloutier G., Hillman C. H. Online preschool teacher training to promote physical activity in young children: A pilot cluster randomized controlled trial // School Psychology. – 2020. – Vol. 35 (2). – P. 118–127. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000349

18. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. – 2020. – Т. 15, № 4. – С. 80–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44553254 DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.4.09 

19. Özen-Uyar R., Aslan D., Reinke W. M., Aktaş-Arnas Y. Training and coaching early childhood teachers to foster social, emotional, and behavioral competence of children in Turkey // School Psychology. – 2025. – Vol. 40 (3). – P. 309–322. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000625

20. Zhao L., Yan W., Harris P. L., Lee K. Telling young children an adult’s emotional reactions to their future honest or dishonest behavior causes them to cheat less // Developmental Psychology. – 2025. – Vol. 61 (9). – P. 1625–1640. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0001936

21. Blalock S. M., Goble P., Purswell K., Greene-Rooks J. H., Glosoff H. L., Moreno S., Flores L. Preschool teacher perceptions of child–teacher relationship training // International Journal of Play Therapy. – 2025. – Vol. 34 (1). – P. 14–25. DOI: https://doi.org/10.1037/pla0000229

22. Блинов В. И., Сергеев И. С., Осадчева С. А. Преемственность в образовании: современные подходы // Профессиональное образование и рынок труда. – 2025. – Т. 13, № 1. – С. 6–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80538103 DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2025.60.1.001 

23. Laugen N. J., Kårstad S. B., Reinfjell T., Wichstrøm L. The development of emotion understanding in children: The importance of parents, teachers, and peers // Developmental Psychology. – 2024. – Vol. 60 (2). – P. 255–264. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0001627

24. Alamos P., Williford A. P., Downer J. T., Turnbull K. L. P. How does inhibitory control predict emotion regulation in preschool? The role of individual children’s interactions with teachers and peers // Developmental Psychology. – 2022. – Vol. 58 (11). – P. 2049–2063. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0001415

25. Curby T. W., Zinsser K. M., Gordon R. A., Ponce E., Syed G., Peng F. Emotion-focused teaching practices and preschool children’s social and learning behaviors // Emotion. – 2022. – Vol. 22 (8). – P. 1869–1885. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000988

26. Rojas N. M. Patterns of preschool teachers’ use of discourse strategies with individual Spanish-speaking dual language learners // Journal of Educational Psychology. – 2021. – Vol. 113 (3). – P. 446–461. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000481

27. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Бурухин С. Ф., Гущина Т. Н. Формирование рефлексивной педагогической позиции у студентов // Педагогика. – 2021. – № 1. – С. 84–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44738938

28. Coffman J. L., Westover A. E., Cook O. K., Curran P. J., Ornstein P. A. Children’s strategic memory development: The delayed role of kindergarten teachers’ instructional language // Developmental Psychology. – 2025. – Vol. 61(10). – P. 1941–1953. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0001951

29. Belkina V. N., Moiseeva Y. A., Safarov E. V. The problem of forming the foundations of the professional activity of a preschool teacher at a university // Revista De La Universidad Del Zulia. – 2021. – Vol. 12 (35). – P. 123–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69651373  DOI: https://doi.org/10.46925//rdluz.35.07

30. Белкина В. Н., Моисеева Ю. А. Профессионально-педагогические пробы как ведущий фактор формирования профессиональных компетенций у студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2024. – № 4. – С. 133–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68566928 DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-12 

31. Buonomo I., Fiorilli C., Benevene P. Unravelling teacher job satisfaction: the contribution of collective efficacy and emotions towards professional role // International journal of environmental research and public health. – 2020. Vol. 17 (3). – P. 736. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17030736

32. Груздев М. В., Байбородова Л. В., Козловский А. Н. Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 3. – С. 8–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124111

33. Чередниченко Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 152–182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30053453 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-152-182 

34. Kaur Bagga M. Being, becoming, and belonging: professional identity of teacher educators // Education and Self-Development. – 2023. – Т. 18, № 3. – С. 38–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54890084 DOI: https://doi.org/10.26907/esd.18.3.03 

35. Donaldson J. M., Holmes S. C., Lozy E. D. A comparison of good behavior game team sizes in preschool classes // Behavior Analysis: Research and Practice. – 2021. – Vol. 21 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1037/bar0000187

36. Huang R., Siraj I., Melhuish E. Promoting effective teaching and learning through a professional development program: A randomized controlled trial // Journal of Educational Psychology. – 2024. – Vol. 116 (8). – P. 1352–1367. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000851

37. McLean D., Eklund K., Kilgus S. P., Burns M. K. Influence of teacher burnout and self-efficacy on teacher-related variance in social-emotional and behavioral screening scores // School Psychology. – 2019. – Vol. 34 (5). – P. 503–511. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000304

38. Bradley C., Cordaro D. T., Zhu F., Vildostegui M., Han R. J., Brackett M., Jones J. Supporting improvements in classroom climate for students and teachers with the four pillars of wellbeing curriculum // Translational Issues in Psychological Science. – 2018. – Vol. 4 (3). – P. 245–264. DOI: https://doi.org/10.1037/tps0000162

39. Чеботарева И. В., Короткова С. В., Резник А. В. Духовно-нравственное развитие будущих педагогов дошкольного образования как профилактика эмоционального выгорания (на примере использования киноискусства) // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. – 2025. – № 1. – С. 87–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80437550 DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.14939746 

40. Carstensen B., Aldrup K., Lüdtke O., Klusmann U. How stable is student teachers’ emotional exhaustion? Disentangling different components of stability and change using the STARTS model // Journal of Educational Psychology. – 2024. – Vol. 116 (5). – P. 703–718. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000852

Дата публикации 31.10.2025