Стратегии условно-конструктивного и условно-неконструктивного совладания с гневом: оценка выраженности аффективного, когнитивного компонентов гнева у студентов в образовательном пространстве университета
Проблема и цель. Рассматривается проблема, связанная с обоснованием феноменологических и структурных особенностей проявления гнева и совладания с ним студентов в образовательной среде вузов. Цель исследования – выявить и обосновать стратегии условно-конструктивного и условно-неконструктивного совладания с гневом у студентов в образовательном пространстве университета.
Методология. Проведено кросс-секционное количественное психологическое исследование на платформе Всероссийского студенческого конкурса «Твой Ход» в рамках опроса Экспертного центра проекта «Твой Ход» «Стресс под лупой» в период с 27.01.2025 по 27.02.2025. В структуре опроса Экспертного центра «Стресс под лупой» были использованы вопросы модифицированной версии Многофакторного опросника школьного гнева (MSAI).
Выборка составила 4740 участников опроса «Стресс под лупой» (2024–2025 гг.) – студентов университетов Центрального (27 %), Приволжского (21 %), Сибирского (11 %), Южного (11 %), Северо-Западного (9 %), Уральского (8 %), Северо-Кавказского (7 %), Дальневосточного (6 %) федеральных округов Российской Федерации. Данные показатели соответствуют 0,001 от генеральной совокупности исследования – социальной группы «студенты вузов РФ» (4,33  млн).
Результаты. Была проведена психометрическая проверка Многофакторного опросника школьного гнева (MSAI) в модификации для студентов РФ (в контексте разработки новых методов психологической диагностики), а также осуществлена оценка выраженности аффективного, когнитивного компонентов гнева в контексте образовательного пространства вузов РФ и условно-конструктивных и условно-неконструктивных стратегий совладания с ним.
Проведенное исследование выявило степень выраженности аффективного, когнитивного компонентов гнева у студентов в образовательном пространстве университетов Российской Федерации. Были выявлены особенности выраженности аффективного и когнитивного компонентов гнева, а также использования условно-конструктивных и условно-неконструктивных стратегий совладания с ним. Студенты обоих полов чаще используют условно-конструктивные стратегии совладания с гневом (позитивный копинг). Условно-неконструктивные стратегии совладания с гневом менее распространены среди студенчества РФ. Аффективный компонент (экспрессия гнева) и когнитивный компонент (негативные установки на образовательный процесс) у мужчин-студентов выражены на среднем уровне. У студенток экспрессия гнева также выражена на среднем уровне, но чаще встречаются высокие и средние показатели по выраженности негативных установок на образовательный процесс в вузе. Подтверждена надежность и валидность модифицированной методики MSAI в контексте образовательного пространства университета.
Определены стратегические условия профилактики гнева в образовательной среде вузов: 1) физическая безопасность, защита от насилия и оскорблений, стабильный психологический климат, необходимый для адаптации и самовыражения; 2) участие студенчества в разработке правил образовательной деятельности вуза; 3) создание для студентов служб психологической помощи, психологического обучения приемам и техникам совладания со стрессом в условиях вуза.
Заключение. На основе проведенного исследования определено, что при реализации модели системы высшего образования следует сделать акцент на формирование активностей и реализации собственного опыта студентов в организации служб психологической помощи, психологического обучения по принципу «равный – равному» (студенты-психологи обучают данным техникам студентов других направлений подготовки); образовательная политика вуза должна быть реализована с учетом принципа «для нас, ничего без нас» (студенчество должно играть ключевую роль в формировании правил образовательной деятельности вуза).
гнев студентов; стратегии совладания; образовательное пространство; психологическая безопасность
- Aryadoust V., Akbarzadeh S., Akbarzedeh S. Psychometric characteristics of the Persian version of the Multidimensional School Anger Inventory–Revised // Asia Pacific Journal of Education. – 2011. – Vol. 31 (1). – P. 51–64. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2011.544070
 - Bany Yassien B., Melhem M., Albadarneh M., Rababah M. Strategies of coping with anger as a state and a trait among female students // The Education and science journal. – 2023. – Vol. 25 (8). – P. 162–185. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-162-185
 - Boman P., Curtis D. D., Furlong M. J., Smith D. C. Cross-Validation and Rasch Analyses of the Australian Version of the Multidimensional School Anger Inventory–Revised // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2006. – Vol. 24. – P. 225–242. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282906288472
 - Chaudhry S., Tandon A., Shinde S., Bhattacharya A. Student psychological well-being in higher education: The role of internal team environment, institutional, friends and family support and academic engagement // PLoS One. – 2024. – Vol. 19 (1). – P. e0297508. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0297508
 - Deepthi D. P., Jeyavel S., Subhasree G., Jojo C. E. Proactive coping and social-emotional adjustment among students with and without learning disabilities in Kerala, India // Frontiers in psychology. – 2022. – Vol. 13. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.949708
 - Furlong M. J., You S., Smith D. C., Gonzalez V., Boman P., Shimoda Y., Terasaka A., Merino C., Grazioso M. del P. An Examination of the Factorial Invariance and Refinement of the Multidimensional School Anger Inventory for Five Pacific Rim Countries // International Journal of School and Educational Psychology. – 2013. – Vol. 1 (1). – P. 20–35. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2013.780194
 - Ishida W., Inada N., Terasaka A., Shimoda Y., Kuroyama R., Yun S., Yotsutsuji S. Application of Japanese Short Form Multidimensional School Anger Inventory to middle elementary school students // Japanese Journal of Research on Emotions. – 2024. – Vol. 31 (1). – P. 21–27. DOI: https://doi.org/10.4092/jsre.31.1_21
 - Macbeth G., Razumiejczyk E., Ledesma R. D. Cliff’s Delta Calculator: a non-parametric effect size program for two groups of observations // Universitas Psychologica. – 2011. – Vol. 10 (2). – P. 545–555. DOI: https://doi.org/10.11144/Javeriana.upsy10-2.cdcp
 - Magomedova A., Ghizal F. Mental Health and Well-Being in the Modern Era: A Comprehensive Review of Challenges and Interventions // Cureus. – 2025. – Vol. 17 (1). – P. e77683. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.77683
 
10. Mouatsou C., Koutra K. Emotion regulation in relation with resilience in emerging adults: The mediating role of self-esteem // Current Psychology. – 2023. – Vol. 42 (2). – P. 734–747. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-021-01427-x
11. Özmen A. Anger and psychological symptoms relationship: mediator role of maladaptive schemas // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. – P. 1183618. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1183618
12. Quinn C. A., Rollock D., Vrana S. R. A test of Spielberger's state-trait theory of anger with adolescents: five hypotheses // Emotion. – 2014. – Vol. 14 (1). – P. 74–84. DOI: https://doi.org/10.1037/a0034031
13. Richard Y., Tazi N., Frydecka D., Hamid M. S., Moustafa A. A. A systematic review of neural, cognitive, and clinical studies of anger and aggression // Current Psychology. – 2023. – Vol. 42 (20). – P. 17174–17186. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-022-03143-6
14. Riepenhausen A., Wackerhagen C., Reppmann Z., Deter H., Kalisch R., Veer I., Walter H. Positive cognitive reappraisal in stress resilience, Mental Health, and Well-Being: a comprehensive systematic review // Emotion Review. – 2022. – Vol. 14 (4). – P. 310–331. DOI: https://doi.org/10.1177/17540739221114642
15. Shimoda Y., Terasaka A. Reliability and validity of the Japanese version of the Multidimensional School Anger Inventory // The Japanese Journal of Psychology. – 2012. – Vol. 83 (4). – P. 347–356. DOI: https://doi.org10.4992/jjpsy.83.347
16. Shochet I., Orr J., Cockshaw W., Tran T., La N., Nguyen H., Nguyen N., Wurfl A., Nguyen H., Stocker R., Fisher J. Validation of the Behavioral Anger Response Questionnaire for Children (BARQ-C) in a large community sample of Vietnamese middle adolescents in Hanoi // BMC Psychology. – 2022. – Vol. 10. – P. 199. DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-022-00907-4
17. Smith D. C., Furlong M. J., Bates M. P., Laughlin J. Development of the Multidimensional School Anger Inventory for Males // Psychology in the Schools. – 1998. – Vol. 35 (1). – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6807(199801)35:1<1::AID-PITS1>3.0.CO;2-U
18. Аетдинова Р. Р. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития студента // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 11. – С. 250–253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=nlbwge
19. Богданова М. В., Терехова О. И. Эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 1. – С. 116–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25791150
20. Веричева О. Н. Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6. – С. 112–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611547
21. Реан А. А., Егорова А. В., Коновалов И. А., Ставцев А. А., Шевченко А. О., Кузьмин Р. Г. Взаимосвязь рисков агрессивности студенческой молодежи с показателями самоэффективности, самооценки и скромности // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 6. – С. 21–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79000591 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290602
22. Третьякова А. Н. Студенты и агрессия: восприятие и стратегии поведения // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 4. – С. 187–198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50099291 DOI: https://doi.org/10.26907/esd.17.4.14
23. Финогенова Т. А. Эмоциональная безопасность образовательной среды школы интерната как условие снижения деструктивного защитно совладающего поведения ее воспитанников // Человеческий капитал. – 2022. – № 7. – С. 174–184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49168213 DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2022.07.19
24. Худякова Т. Л., Сераджи П., Хотеева Р. И., Арпентьева М. Р. Факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов // Профессиональное образование в современном мире. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 335–343. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67857116 DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-16
25. Шутова Н. В., Курзюкова Ю. Ф. Особенности агрессивных проявлений студентов на разных этапах обучения в вузе // Нижегородское образование. – 2022. – № 4. – С. 39–45. URL: https://elibrary.ru/rhcvji










