Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 74–94
УДК: 
378.4+37.015.31+316.77

Стратегии профессионального поведения преподавателей вузов: типологические особенности организации и восприятия воспитательной деятельности

Воронцова А. В. 1 (Кострома, Россия), Вишневская О. Н. 1 (Кострома, Россия)
1 Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема разработки эмпирически верифицируемой типологии преподавателей-воспитателей в системе высшего образования, необходимой для эффективного проектирования воспитательной деятельности и профессионального развития педагогов. Цель исследования состоит в создании типологии преподавателей-воспитателей в вузе на основе анализа особенностей организации и характера восприятия воспитательной деятельности.
Методология. Методологической основой исследования являются исследовательско-конструктивный, деятельностный, системный и социокультурный подходы, которые позволяют комплексно изучить феномен преподавателя-воспитателя, выявить основные типы и специфику их воспитательной деятельности. Исследование опирается на теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (анкетирование, проективные методики, шкалы самооценки) методы, а также методы статистической обработки информации (дескриптивная статистика, кластерный анализ методом К-средних, H-критерий Краскела – Уоллиса, ранжирование на основе частоты встречаемости изучаемых переменных). Респондентами выступили 72 преподавателя высших учебных заведений (17 мужчин и 55 женщин) в возрасте от 24 до 76 лет (М = 47,6; SD = 10,9).
Результаты. Авторами статьи были проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам профессионального воспитания студентов, осуществлена систематизация знаний о типологии преподавателей-воспитателей в высших учебных заведениях. В ходе эмпирического исследования выделены пять типов, отражающие особенности организации и характера восприятия воспитательной деятельности преподавателями вуза: «Ценностный ориентир», «Поддерживающий товарищ», «Оплот норм и правил», «Хранитель знаний», «Опытный профессионал». В статье представлена характеристика каждого типа, выявлены и проанализированы основные потенциалы и затруднения, с которыми могут сталкиваться преподаватели высших учебных заведений в процессе реализации воспитательной деятельности.
Заключение. На основе полученных результатов установлено, что образ преподавателя-воспитателя в вузе неоднороден: выделенные кластеры заметно различаются по подходам, инструментарию и стратегиям взаимодействия со студентами, что свидетельствует о множественности профессиональных ролей и практик в едином воспитательном пространстве. Опора на выделенные типы преподавателей-воспитателей позволит выстраивать более гибкую систему воспитательной работы, варьировать форматы взаимодействия и проектировать индивидуальные траектории сопровождения преподавателей с учетом характеристик соответствующих групп.

Ключевые слова: 

воспитательный процесс; профессиональное воспитание; воспитательное пространство вуза; субъекты воспитательной деятельности; типология воспитателей; особенности организации воспитания; восприятие воспитательной деятельности.

Библиографическая ссылка:
Воронцова А. В., Вишневская О. Н. Стратегии профессионального поведения преподавателей вузов: типологические особенности организации и восприятия воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 74–94. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.04
Список литературы: 
  1. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19, №. 3. – С. 115–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ltamak  DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.8
  2. Coelho M., Menezes I. University Social Responsibility, Service Learning, and Students' Personal, Professional, and Civic Education // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.617300
  3. Переславцева Е. В. Типология педагога-воспитателя // Народное образование. – 2019. – № 5. – С. 116–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41338248
  4. Шакурова М. В., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 7–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49427804  DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.01 
  5. Osman, W. A. E. Utilizing Modern Technology to Motivate University Students to Study English Language // Journal of Language and Cultural Education. – 2023. – Vol. 10 (3). – P. 43–53. DOI: https://doi.org/10.2478/jolace-2022-0016
  6. Слинков А. М., Слинкова О. К., Климова Т. Б. Статус, мотивация и удовлетворенность преподавателя высшей школы: размышления по результатам исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6, № 3. – С. 3–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136855  DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-1 
  7. Figurska I. Motivation and Development of the University Teachers’ Motivational Competence // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 182. – P. 116–126. DOI: https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2015.04.746
  8. Lepp L. The dynamics of professional identity of university teachers: reflecting on the ideal university teacher // Studies for the Learning Society. – 2012. – Vol. 2 (2–3). – P. 110–120. DOI: https://doi.org/10.2478/V10240-012-0010-5
  9. Herreño-Contreras Y. A. Exploring English Teacher Professional Identity in the University Context // Handbook of Research on Language Teacher Identity. – 2023. – pp. 187–204. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-6684-7275-0.CH011

10. Нидергаус Е. О., Банникова Л. Н. Особенности и противоречия формирования профессиональной идентичности современных молодых преподавателей вуза // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – Т. 5, № 1. – С. 50–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37417737 DOI: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2019-5-1-50-59  

11. Щеглова Д. В., Опфер Е. А., Гармонова А. В., Гаврилов С. В. Профессиональные стратегии преподавателей российских вузов: запрос на индивидуализацию // Университетское управление: практика и анализ. – 2024. – Т. 28, № 2. – С. 66–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72707992  DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.016  

12. Zhang Q. Chinese College Teachers' Emotional Intelligence and Mental Health: A Chain Mediation Model Involving Student Relationship Quality // Frontiers in Psychology. Educational Psychology. – 2016. – Vol. 16. DOI: https://doi.org/0.3389/fpsyg.2025.1572070

13. Zaimoğlu S., Dağtaş A. Enhancing Well-Being in Higher Education: The Role of Job Satisfaction and Resilience Among ELT University Instructors // Frontiers in Psychology. Educational Psychology. – 2025. – Vol. 16. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1629498

14. Vanassche E., Kelchtermans G. A narrative analysis of a teacher educator’s professional learning journey // European Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 39 (3). – P. 355–367. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2016.1187127

15. Gebauer M. M., McElvany N., Bos W., Köller O., Schöber C. Determinants of academic self-efficacy in different socialization contexts: investigating the relationship between students’ academic self-efficacy and its sources in different contexts // Social Psychology of Education. – 2020. – Vol. 23 (2). – P. 339–358. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-019-09535-0

16. Sun L., Ma R., Du C, Zhao J., Yang Yu., Zhang X. A Study on the Impact of Teacher Emotional Support on University Students' Online Learning Engagement: The Mediating Role of Academic Burnout // Frontiers in Psychology. Educational Psychology. – 2025. – Vol. 16. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1625857

17. Большанина Л. В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры коммуникативной компетентности педагога высшей школы // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 2. – С. 79–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34907331

18. Sadoughi M., Hejazi S. Y. The effect of teacher support on academic engagement: the serial mediation of learning experience and motivated learning behavior // Current Psychology. – 2022. – Vol. 42 (22). – P. 18858–18869. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-022-03045-7

19. Зиновьева М. E., Ениколопов С. Н. Авторитаризм и интолерантность к неопределенности у студентов педагогических вузов России // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 54–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46397387 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130204   

Дата публикации 31.10.2025