Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 214–240
УДК: 
376.35(37)+338.46+316.752+51-77

Коррекционные образовательные траектории социальной адаптации детей с индивидуальными особенностями: проблемы социально-экономического анализа

Гончарова Н. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Хаитова А. И. 2 (Екатеринбург, Россия), Гапоненко Н. Н. 3 (Москва, Россия), Ошкордина А. А. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный экономический университет
2 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»
3 Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблемы социальной реабилитации и адаптации детей с нарушениями аутистического спектра рассматриваются с позиций их доступности и экономически оцениваются с позиций понесенных государством затрат без учета социально-экономической эффективности в будущих периодах развития общества. Цель исследования заключается в оценке социально-экономической эффективности внедрения коррекционных образовательных траекторий социальной адаптации детей с индивидуальными особенностями, отражая их вовлеченность в общественное воспроизводство в будущих периодах.
Методология. В процессе исследования применялись традиционные методы экономического анализа: сравнения, группировки, индексный метод, метод использования абсолютных, относительных и средних величин, историко-логический метод. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых: психиатров, социологов, педагогов, социальных работников, психологов и др., а также информационно-аналитический материал официальной статистики Российской Федерации и Свердловской области. Эмпирическую базу исследования составили родители детей с расстройствами аутистического спектра, проживающих на территории Свердловской области. Численность выборки – 100 человек. Результаты обрабатывались с помощью качественного анализа и методов математической статистики.
Результаты. В условиях скудности информационно-аналитического материала, отражающего количественные и качественные характеристики реабилитационного и образовательного процесса среди детей с расстройством аутистического спектра, авторами собран статистический материал о количестве обучающихся в коррекционных классах на территории Свердловской области. На основе обработки, систематизации и анализа собранного материала определены тенденции ежегодного увеличения доли обучающихся, что, по мнению авторов, представляется позитивным явлением в процессе реабилитации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра. На основе полученных результатов статистических показателей, а также по результатам проведенного опроса родителей авторами обозначены проблемы качества и доступности коррекционных и образовательных технологий в работе с детьми в образовательных организациях. Кроме того, в исследовании определен социально-экономический эффект от вовлечения реабилитированного ребенка с расстройством аутистического спектра и получения им определенного уровня образования и профессиональных навыков, которые позволят социализироваться в жизни, в том числе участвовать в общественном воспроизводстве, принося себе и государству экономические выгоды.
Заключение. Наряду с увеличением численности детей с расстройством аутистического спектра на территории Свердловской области, наблюдается рост числа обучающихся по коррекционным образовательным программам. В ходе исследования выявлена сложность формирования статистического материала, позволяющего отслеживать результаты развития и социальной адаптации ребенка в динамике, что затрудняет принятие своевременных управленческих координирующих решений в вопросах внедрения и развития коррекционных образовательных программ на всех уровнях учебно-образовательного процесса.
В целях оценки доступности и качества реабилитационных и коррекционных технологий детей с расстройством аутистического спектра авторами определены барьеры их реализации, связанные с отсутствием комплексного подхода в формировании реабилитационных программ. В случаях успешной социализации каждого ребенка Свердловская область, как и страна в целом, будет получать социально-экономический эффект в виде увеличения кадрового потенциала и дохода области в виде валового регионального продукта, рассчитанный авторами в процессе исследования. Полученные результаты целесообразно использовать при организации комплекса мероприятий коррекционного и образовательного характера.

Ключевые слова: 

коррекционные образовательные технологии; социально-экономическая эффективность; аутизм; доступность; затраты; эффект; общественное воспроизводство

Библиографическая ссылка:
Гончарова Н. А., Хаитова А. И., Гапоненко Н. Н., Ошкордина А. А. Коррекционные образовательные траектории социальной адаптации детей с индивидуальными особенностями: проблемы социально-экономического анализа // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 214–240. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.10
Список литературы: 
  1. Ou J. J., Shi L. J., Xun G. L. Employment and financial burden of families with preschool children diagnosed with autism spectrum disorders in 158 urban China: results from a descriptive study // BMC Psychiatry. – 2015. – Vol. 15 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s12888-015-0382-4   
  2. Mugno D., Ruta L., D'Arrigo V. G. Impairment of quality of life in parents of children and adolescents with pervasive developmental disorder // Health Qual Life Outcomes. – 2007. – Vol. 5 (1). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17466072/    DOI: https://doi.org/10.1186/1477-7525-5-22    
  3. Ronemus M., Iossifov I., Levy D., Wigler M. The role of de novo mutations in the genetics of autism spectrum disorders // Nature Reviews Genetics. – 2014. – Vol. 15 (2). – P. 133–141. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24430941/    DOI: https://doi.org/10.1038/nrg3585   
  4. Bieleninik Ł., Gold C. Estimating Components and Costs of Standard Care for Children with Autism Spectrum Disorder in Europe from a Large International Sample // Brain Sciences. – 2021. – Vol. 11 (3). – P. 340. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33800056/   DOI: https://doi.org/10.3390/brainsci11030340  
  5. Liao X., Li Y. Economic burdens on parents of children with autism: A literature review // CNS Spectrums. – 2020. – Vol. 25 (4). – P. 468–474. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31709959/  DOI: https://doi.org/10.1017/S1092852919001512  
  6. Schafer E. C., Mathews L., Mehta S., Hill M., Munoz A., Bishop R., Moloney M. Personal FM systems for children with autism spectrum disorders (ASD) and/or attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): an initial investigation // Journal of Communication Disorders. – 2013. – Vol. 46 (1). – P. 30–52. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23123089/  DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2012.09.002  
  7. Rogers S. J., Vismara L. A. Evidence-Based Comprehensive Treatments for Early Autism // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. – 2008. – Vol. 37 (1). – P. 8–38. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18444052/  DOI: https://doi.org/10.1080/15374410701817808  
  8. Rance G., Saunders K., Carew P., Johansson M., Tan J. The use of listening devices to ameliorate auditory deficit in children with autism // Journal of Pediatrics. – 2014. – Vol. 164 (2). – P. 352–357. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24183205/  DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2013.09.041 
  9. Ошкордина А. А., Гончарова Н. А., Хаитова А. И. Социально-экономические аспекты реализации медико-педагогических технологий в реабилитации детского аутизма // Народонаселение. – 2025. – Т. 28, № 2. – С. 117–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82540213    

10. Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Современные модели развития и обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Развитие человека в современном мире. – 2022. – № 3. – С. 82–97. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/4544/1/sovremennye-modeli-razvitiya-i-o.pdf URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50015811

11. Давыдова Е. Ю., Сорокин А. Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 16–27. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2019_n6/Davydova_Sorokin URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478730  DOI:  https://doi.org/10.17759/pse.2019240602   

12. Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 4–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49422931  DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190101     

13. Морозов С. А., Морозова С. С, Морозова Т. И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 51–61. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2020_n1/morozov_et_al URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42801953  DOI:  https://doi.org/10.17759/autdd.2020180106   

14. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы // Образование и наука. – 2016. – № 3. – С. 140–155. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/viewFile/599/519 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25731126   DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-140-155

15. Морозова С. С., Тарасова Н. В. Исследование влияния аутизма ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № 3. – C. 39–45. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2022_n3/Morozov_Tarasova URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50198423   DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.202220030  

16. Мухарямова Л. М., Савельева Ж. В. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов // Экология человека. – 2021. – Т. 28, № 1. – C. 45–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44800779   DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2021-1 45-50  

17. Сорокин А. Б., Давыдова Е. Ю., Хаустов А. В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС // Социальные науки и детство. – 2020. – Т. 1, № 1. – C. 58–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48018075   DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010105  

18. Hou R., Yang C., Tao C., Fan Y. Progress in rehabilitation equipment for autism spectrum disorder // Medicine in Novel Technology and Devices. – 2025. – Vol. 26. – P. 100365. DOI: https://doi.org/10.1016/j.medntd.2025.100365

19. Rance G., Saunders K., Carew P., Johansson M., Tan J. The use of listening devices to ameliorate auditory deficit in children with autism // Journal of Pediatrics. – 2014. – Vol. 164 (2). – P. 352–357. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24183205/   DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2013.09.041 

20. Морозов С. А., Чигрина С. Г. Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20, № 2. – С. 78–84. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2022_n2/morozov_chigrina URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50049390   DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200209 

21. Тютюсова Е. В. Моделирование процесса формирования социальных компетенций обучающихся начальных классов // Наука и школа. – 2022. – № 2. – С. 226–235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48410712   DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-2-226-235 

22. Темнова Л. В., Рожнова Е. С. Особенности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра и членов их семей // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 6. – С. 352–366. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50016522   DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.20   

23. Старшинова А. В., Чикова Е. В. Возможности НКО в помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 484. – С. 218–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50503971  

24. Хаустов А. В., Шумских М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21, № 3. – C. 5–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2023_n3/Khaustov_Shumskikh URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72085278  DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210301 

25.  Zandi S., Jenabi E., Bashirian S., Mohammadi R., Karbin F., Khazaei S. The experience of parents when they find out that their child has autism: A phenomenological study // Current Psychiatry Research and Reviews. – 2025. – Vol. 21 (2). – P. 162–171. DOI: https://doi.org/10.2174/0126660822301547240415060803

26. Frolli A., Savarese G., Carmine F. Di,  Bosco A., Saviano E.,  Rega A., Carotenuto M.,  Ricci M. C. Children on the autism spectrum and the use of virtual reality for supporting social skills // Children (Basel). –2022. – Vol. 9 (2). – P. 181. DOI: https://doi.org/10.3390/children9020181

27. Dixon M. R., Yi Z., Sutton A., Pikula A. Randomized-controlled trial examining differing content of ABA therapy delivered to autistic children // Journal of Contextual Behavioral Science. –2023. – Vol. 28. – P. 169–179. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2023.03.016

Дата публикации 31.10.2025