«Образование 2030» - вызов системе образования. 1. Форсайт образования – план создания «людей одной кнопки»?
Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта – директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково П. Лукши.
Показано, что в основе форсайта «Образование 2030» находятся исключительно организационно – экономические соображения без учета содержательной стороны образовательного процесса и траектории развития образовательной системы России на предыдущих этапах.
Форсайт «Образование 2030» позиционируется как глобальный проект, в рамках которого создается кастовое образование. В подобном кастовом образовании одна группа людей – это те, кто управляет и которые, в том числе, этот форсайт делают. Для них образование рассматривается как социальный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни. И вторая каста, так называемые «люди одной кнопки», которые не должны иметь умения и навыки выбирать, они должны только иметь компетенции пользоваться готовыми сервисами. Для последней категории «людей одной кнопки» важнейшим мотиватором становятся механизмы экономического и внеэкономического принуждения.
форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология
1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции – 2030. – URL :–http://profitcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).
2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. – 2013. – № 3(10). – С. 17–28.
3. Песков Д. Форсайт образования – 2030. Открытая лекция. – URL: http://leader-id.ru/event/223/ (дата обращения 19.02.2014).
4. Песков Д. 13 лекций о будущем. – URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата обращения 19.02.2014).
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. – М. : Международные отношения, 1998. – URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ AMERICA/bzhezinskij.txt (дата обращения 19.02.2014).
6. Наливайко Н. В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия образования. – 2008. – № 1. – С.112–119.
7. Майер Б. О., Наливайко Н. В., Покасова Е. В. Образование: роль и значение для адаптации к условиям современной России // Философия образования. – 2007. – № 2. – С. 199–202.
8. Бухвалов В. А., Грислис Н. А. Из истории естествознания: от добывания огня до университетов. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv/paragraf8.htm (дата обращения 10.02.2014).
9. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. – М. : Радио и связь, 1982. – 368 с.
10. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3(7). –
С. 44–55. – URL : http://www.vestnik.nspu.ru (дата обращения 01.02.2014).
11. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Проблемы образования и когнитивная философия: анализ категорий «паттерн» и «метапаттерн» // Философия образования. – 2006. – № 3. – С. 63–70.
12. Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 249.
13. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008.
14. Берн Э. За пределами игр и сценариев. – Минск: Попурри, 2008. – 464 с.
15. Лукша П. Переосмысляя задачи образовательной системы: новый взгляд на "обучение всю жизнь". – URL : http://www.slideshare.net/PavelLuksha/ss-31452255 (дата обращения 19.02.2014).