Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, No.2, С.133-149
УДК: 
303.09+378.1+316.4

«Образование 2030» - вызов системе образования. 2. Форсайт образования – смена модели детства?

Майер Б. О. 1 (Новосибирск, Россия), Евзрезов Д. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта – директора направления «Молодые профессионалы» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково.
Утверждается, что образование есть рыночная услуга, а рынок образования по своим законам не отличается ничем от иных рынков. Таким образом, пропагандируется рыночный фундаментализм в сфере образования с обоснованием необходимости перехода от индустриального (государственного) образования к постиндустриальному образованию – либерально-рыночному.
Форсайт «Образование 2030» позиционируется как глобальный проект, в первую очередь, онлайн дистанционного обучения, в рамках которого высока вероятность утраты «образовательного суверенитета России». Делается вывод, что логическая структура данного форсайта и его обоснование носят черты типичного «карго – культа».

Ключевые слова: 

форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология

Список литературы: 

1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции – 2030. – URL : http://profitcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).
2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. – 2013. – № 3(10). – С. 17–28.
3. Песков Д. Форсайт образования – 2030. Открытые лекции. – URL: http://leader-id.ru/event/223/ (дата обращения 19.02.2014).
4. Песков Д. 13 лекций о будущем. – URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата обращения 19.02.2014).
5. Dossani R. India embraces MOOCs, but what if it is a 'lousy product? – URL : http://www.samachar.com/rafiq-dossani-india-embraces-moocs-but-what-if-i... (дата обращения 19.02.2014).
6. Мак-Вильямс Н. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. — Москва : Класс, 1998. – 480 с.
7. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 74 с.
8. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. – URL : http://www.hse.ru/science/news/269778.html (дата обращения 19.02.2014).
9. Вахштайн В. С., Железов Б. В., Ларионова М. В., Мешкова Т. А. Системы высшего образования стран ОЭСР. – М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2005. – 108 с.
10. Черных А. Рынку труда нужны те, кого нет. – URL : http://www.kommersant.ru/pda/ kommesant. html?id=2410739 (дата обращения 19.02.2014).
11. Кононенко М. России нужны диетологи, а не инженеры? – URL : http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/25818 (дата обращения 19.02.2014).
12. Петрова Н. Куда пойти учиться? – URL : http://www.kommersant.ru/doc/2405526 (дата обращения 19.02.2014).
13. Парамонов О. «Большие данные» могут вредить людям, считают американские регулирующие органы. – URL : http://www.computerra.ru/94838/julie-brill-bigdata-concerns/ (дата обращения 19.02.2014).
14. Ваннах М. Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций? – URL : http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-z... (дата обращения 19.02.2014).
15. Асмолов А. Г. Личность на троне культуры. – URL : http://www.psy.su/interview/1936/ (дата обращения 19.02.2014).
16. Голубицкий С. MOOC как будущее образовательного процесса: за и против. – URL:http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrazovatelnogo-protse... (дата обращения 19.02.2014).
17. Макаров Д. Университет Сан Хосе против edX, или как вузы борются за качество и контроль над контентом. – URL : http://iedtech.ru/news1/sjsu-vs-edx/ (дата обращения 19.02.2014).

Дата публикации 21.04.2014