Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 2, С. 7–16
УДК: 
37 + 316.3/.4

Образовательная система современной школы (взгляд из России и Великобритании)

Судоргина Л. В. 1 (Новосибирск, Россия), Терлей Р. 2 (Коунви , Соединённое Королевство), Пушкарёва Е. А. 3 (Новосибирск, Россия)
1 МБОУ Гимназия № 14 «Университетская»
2 Муниципальный Совет графства Коунви (Великобритания).
3 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Авторы статьи определяют структуру и содержание развития современной общеобразовательной школы как педагогической системы. Раскрывается понимание педагогической системы образовательного учреждения как сложной социальной системы. С позиции системного подхода к организации образования под системой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Отмечается, что образовательная система функционирует, развивается во внешней по отношению к себе среде, будучи открытой и связанной множеством коммуникаций. Образовательная система изменяется на основе внутренних противоречий, так как развитие системы исторически обусловлено. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Подчеркивается, что ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Проводится сравнение школьной образовательной системы в Великобритании и России.

Ключевые слова: 

образовательная система, общеобразовательная школа. педагогическая система образовательного учреждения, организация образования в России, организация образования в Великобритании

https://elibrary.ru/item.asp?id=21421526

Библиографическая ссылка:
Судоргина Л. В., Терлей Р., Пушкарёва Е. А. Образовательная система современной школы (взгляд из России и Великобритании) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 7–16. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.01
Список литературы: 

1. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М., 1992. – С. 16.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика : в 2-х ч. / под ред. В. А. Сластенина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.
3. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами : учеб. пособие; Междунар. акад. наук пед. образования. – М. : Академия, 2005. – 384 с.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика : личность в гуманистических тео-риях и системах воспитания. – М., Ростов н/Д : ТЦ «Учитель», 1999. – 560 с.
5. Загвязинский В. И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. – 2002. –№ 9. – С. 3–10.
6. Воронин А. М., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1997. – 133 с.
7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня : в описаниях их авто-ров и исследователей / Н. А. Баранова и др. ; под общ. ред. Н. Л. Селивановой ; ред.-сост. Е. И. Соколова. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 336 с
8. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : теория и практика школьных воспитательных систем. – М. : Новая школа, 1996. – 160 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др./ под ред. С. А. Смирнова. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
10. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант : учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
11. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 1. – C. 34–39.
12. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 1. – C. 40–43.
13. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А. Системное управление учебным процессом: модели, проблемы реализации // Философия образования. – 2009. – № 3 – С. 212–216..
14. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А. Философия системного управления образованием в кризисный период: основные принципы // Философия образования. – 2009. – № 4 – С. 3–9.
15. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю. В. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2013.– № 1. – С. 43–49.
16. Пушкарёв Ю. В. Инновационное образовательное учреждение: вопросы исследования процессов современного развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 48–57.
17. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 20–25.
18. Пушкарёва Е. А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 29–36.
19. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 44–51.
20. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 66–72.

Дата публикации 21.04.2014