Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 3, С. 30–36
УДК: 
УДК 81'42; 81'71

Стихийная лексикография как инструмент освоения нового слова

Черняк В. Д. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Аннотация: 

В статье рассматриваются типичные для газетной речи способы объяснения новых заимствований. Стихийная лексикография, используя традиционные лексикографические приемы, способствует адаптации новой лексики. Языковая рефлексия автора проявляется в специфических формах представления системных свойств и текстовых смыслов слова.
Словарная форма используется как инструмент когнитивной обработки новой информации. Объектом авторских рассуждений и комментариев становятся заимствования, субстандартная лексика, окказиональные номинации. В статье выделены некоторые типичные приемы стихийной лексикографии.
Особенности «стихийной» лексикографии в современной прессе обусловлены спецификой функционирования газетного текста. Примеры апелляций к словарям демонстрируют особую значимость словарных толкований в языковой рефлексии говорящего.
Успешность «стихийного» лексикографирования зависит от уровня лексикографической компетенции пишущего, его знания словарей, умения выбрать оптимальные способы объяснения слова, от степени его ответственности перед читателем.

Ключевые слова: 

Стихийная лексикография, заимствование, газетный текст, языковая рефлексия, перевод, комментарий, агнонимы

Библиографическая ссылка:
Черняк В. Д. Стихийная лексикография как инструмент освоения нового слова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – С. 30–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1403.03
Список литературы: 

1. Вепрева И.Т. Эксплицированное отношение к слову в современной речи // Русское слово в языке, тексте и культурной среде / Под ред. И.Т. Вепревой. – Екатеринбург: Арго, 1997. С. 88-96.
2. Гинзбург Е.Л. И зеркало корчит всезнайку // Словарь. Грамматика. Текст: Сб. статей. – М.: Институт русского языка РАН, 1996. С.442 – 461.
3. Зайковская И.А. Ассоциативно-семантический потенциал и текстовые реализации лексической парадигмы «словарь»: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – СПб., 2011. – 20 с.
4. Лазуткина Е.М. К проблеме описания прагматических механизмов языковой системы // НДВШ: Филологические науки. 1994. № 5-6. С. 56-65.
5. Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: Институт русского языка РАН, 1995. С. 260–276.
6. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. – 180 c.
7. Русский язык конца ХХ столетия. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 480 с.

Дата публикации 20.06.2014