Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 3, С. 153–161
УДК: 
882 (092)-31

Тропы и реалии в языке художественного произведения и их соотношение с эстетическим знаком

Скворецкая Е. В. 1 (Новосибирск, Россия), Ташдемир И. 2 (Стамбул, Турция)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Университет Фатих (Турция)
Аннотация: 

Е.В. Скворецкая в своей статье “Тропы и реалии в языке художественного произведения и их соотношение с эстетическим знаком” опирается на идею В.В. Виноградова и Д.С. Лихачева одной важной закономерности литературного произведения – возможности мотивации тропов предметным миром текста. Автор статьи развивает положение Н.А. Кожевниковой о том, что связи метафор и сравнений с названиями реалий актуализируют эмоционально-образный потенциал художественного произведения, и расширяет представление о разнообразии способов выражения указанного соотношения, а также соединяет это явление с понятиями “эстетический знак”, “художественный квазипредмет”.
Анализируются фрагменты из литературных произведений XIX-XXв.в., особое внимание уделяется рассказам Т. Толстой. Рассматриваются варианты представленности в тексте реалий, соотнесенных с тропами и дополняется представление о разновидностях тропов: участвуют не только метафора и сравнение, но и метонимия и метабола. Указано на связь с реалиями в художественном произведении метафоро-метонимических образов, что нередко проявляется в заглавиях (типа “Вешние воды”, “Овраг”, “ Котлован”, “Собачье сердце”). Обращается внимание на периферийные проявления описываемого явления, а также на то, что механизм соотношения тропа и реалии в тексте аналогичен узуальной лексической деривации, результатом которой являются вторичные значения слов и словообразовательно производные слова, что соответствует “эпидигматическому измерению лексики” (Д.Н. Шмелев) и связано с лексико-семантической и словообразовательной внутренней формой слова.

Ключевые слова: 

метафора, метабола, сравнение, метонимия, реалия, внутренняя форма слова, лексическая деривация, поэтический язык, эстетический знак, художественный квазипредмет

Библиографическая ссылка:
Скворецкая Е. В., Ташдемир И. Тропы и реалии в языке художественного произведения и их соотношение с эстетическим знаком // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – С. 153–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1403.16
Список литературы: 

1. Арутюнова Н. Д. Метонимия // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., “Дрофа” 1997. – С. 236-237.
2. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 656 с.
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., “Наука” 1981. – 140 с.
4. Кожевникова Н. А. О соотношении тропа и реалии в художественном тексте // Поэтика и стилистика, 1988–1990. – Москва: Наука, 1990. – С. 37–63.
5. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Ленинград: Наука., 1967. – 372 с.
6. Новиков Л. А. Поэтический язык // Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. – Москва: «Большая Российская энциклопедия» – «Дрофа». 1997. – С.356–358.
7. Новикова Э. Г. Малая проза Татьяны Толстой в лингвопоэтическом аспекте: дисс. ... докт. филол. наук. – Томск, 2013. – 240 с.
8. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. – СПб., “Наука” 1993. – 152с.
9. Шмелёв Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М., “Наука” 1973. – 280 с.
10. Эпштейн М. Концепты… Метаболы… О новых течениях в поэзии // «Октябрь». – 1988. – № 4. – С. 194–203.

Дата публикации 20.06.2014