Способы самопрезентации в публицистических текстах Дмитрия Быкова (на материале «Новой газеты»)
Одной из тенденций развития современной журналистики является реанимация жанров художественно-публицистической группы, которые позволяют корреспондентам использовать разнообразные средства воздействия на целевую аудиторию. В данной статье рассматриваются способы самопрезентации, которые используются журналистами в текстах такого типа. Объектом исследования являются фельетоны Дмитрия Быкова, опубликованные в «Новой газете» за 2012 и 2013 годы. На страницах этого издания Дмитрий Быков выступает только в роли фельетониста. Его материалы позиционируются редакцией и воспринимаются целевой аудиторией как своеобразный бренд газеты, что обусловливает выбор стратегии самопрезентации в качестве доминантой коммуникативной стратегии. В статье описываются тактики, приемы и языковые средства, используемые данным автором для ее реализации. В заключение сообщается, что сочетание в тексте различных способов самопрезентации позволяет журналисту не только повысить собственный статус и стать своеобразным брендом издания, но и оказывать эффективное воздействие на сознание и восприятие окружающей действительности различными категориями читателей.
Способы самопрезентации, коммуникативные тактики и приемы, фельетон, оппозиционное издание
1. Быков Д. Л. Новые и новейшие письма счастья. – М., 2012. – 512 c.
2. Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. – М., 2003. – 654 c.
3. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений за языковой практикой масс-медиа. – М., 1994. – 319 c.
4. Соков А. И. От заметки до фельетона. – Новосибирск, 2005. – 141 c.
5. Солганик Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в ХХ веке // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2002. – № 2. – С. 39–53.
6. Тепляшина А. Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике. – СПб., 2006. – 286 с.
7. Федосюк М. Ю. Выявление приемов «демагогической риторики» как компонент полемического искусства // Риторика в развитии человека и общества. – Пермь, 1992. – С. 94–99.