Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования
В статье анализируются основные проблемы развития основного предмета обучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе общего образования, которые необходимо решить руководству образовательных организаций, органам управления образования по внедрению в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Отмечается, что в современных условиях необходимо обратить серьезное внимание на формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. В статье выделяются основные направления подготовки учителя безопасности жизнедеятельности – учителя новой формации, учителя ХХI века, способного научить и убедить молодое поколение в необходимости соблюдения правил современной жизни, ведении здорового и безопасного образа жизни, обращая особое внимание на личную и общественную безопасность. В качестве выводов отмечаются вопросы необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс унифицированной основной образовательной программы подготовки студентов педагогических вузов по профилю «Безопасность жизнедеятельности», приемлемой во всех регионах России, а также внесение предложений для разработки проекта профессионального стандарта учителя безопасности жизнедеятельности.
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», учитель безопасности жизнедеятельности, здоровый и безопасный образ жизни, образовательный кластер безопасности жизнедеятельности
1. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : уч. пособие ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.
2. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях : уч. пособие для студентов пед. вузов. М. : Дрофа, 2005. – 191 с.
3. Гафнер В. В. Культура безопасности : аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 г.г.). ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с.
4. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных организаций общего образования Свердловской области / Авт.-сост. Репин Ю. В., Ширшов В. Д., Гафнер В. В. –Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – 25 с.
5. Ширшов В. Д., Репин Ю. В. Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности. Научное издание ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Педагогическое образование в России. – № 2, 2014. – С. 124-128.
6. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание : уч. пособие. ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 222 с.
7. Репин Ю. В. ОБЖ – фундамент качественного образования. Научное издание ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Педагогическое образование в России. – № 1, 2012. – С. 119-126.
8. Репин Ю. В. Индивидуальный проект школьника // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – № 6, 2011.
9. Репин Ю. В. Подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – № 7, 2011.
10. Репин Ю. В. Магистерская программа в действии // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – № 7, 2011.