Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 5, С. 99–110
УДК: 
316.3/.4

Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы)

Латуха О. А. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный медицинский университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В настоящей статье представлен обзор основных научных исследований по проблеме развития экономики общества знания с позиции научно-образовательных приоритетов. Соотносятся не только понятия информационное общество и общество знания, но и экономические факторы их развития.
Подчеркивается необходимость системного исследования указанных проблем: чем выше степень системности в решении проблем, тем эффективнее решение практических задач. Процессы научно-технического изменения привели к формированию информационного общества. Под информационным обществом понимается такое общество, где информация превратилась в важнейший ресурс, производство и распределение которого является существенной (социально и личностно значимой) экономической, политической и культурной деятельностью. Информационная сфера является системообразующим фактором современного общества. Говоря об обществе знания, в первую очередь, подразумевается значимость научного и научно-технического знания для всех аспектов преобразования социальной жизни. Экономика, основанная на знаниях – это экономика, создающая, распространяющая и использующая знания в разнообразных формах, при этом знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. В рамках этой экономики знания создаются в виде научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования.

Ключевые слова: 

общество знания, информационное общество, экономика общества знания, наука и образование, системность, экономические процессы

Библиографическая ссылка:
Латуха О. А., Пушкарёва Е. А. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 5. – С. 99–110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.11
Список литературы: 

1.        Александров И. А. Системность знаний как категорический императив научного и учебного познаний // Философия образования. – 2003. – № 2 (7). – С. 45–51.

2.        Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 c.

3.        Воронина Т. Перспективы образования в информационном обществе [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ncdo.levsha.ru/Pub/036D.htm. (дата обращения: 15.08.14)

4.        Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. – 400 с.

5.        Герасёв А.Д., Барахтенова Л.А. Философия системного управления образованием в кризисный период: основные принципы // Философия образования. – 2009. – № 4. – С. 3–9.

6.        Драккер П. Постэкономическое общество. – М., 1993. – 197 с.

7.        Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Глобализация, информационное общество и отечественное образование // Глобализация, информационное общество и отечественное образование // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – С. 194–201.

8.        Егоров Ю. Л. Принцип системности: сущность и функции в познании. – М.: ЗелО, 1997. – 175 с.

9.        Жук М.В., Наливайко Н.В., Пушкарёва Е.А. Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний // Философия образования. – 2010. – № 2. – С. 253–271.

10.    Замышляев В. И. Гуманитарные смыслы информационного общества // Философия образования. – 2005. – № 1. – С. 85–92.

11.    Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Образование в информационную эпоху // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – С. 76–86.

12.    Ильинский И. М. Образовательная революция. – М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. – 592 с.

13.    Инновационная политика высшего учебного заведения: коллективная монография / 
М. А. Девяткина, Т. А. Мирошникова, Ю. И. Петрова и др.; под ред. Р. Н. Федосовой. – М.: Экономика, 2006. – 178 с.

14.    Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. – М., 1999. – С. 39–41.

15.    Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.

16.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 458 с.

17.    Князев Н. А. Наука, философия и образование в аспекте диалектизации знания // Философия образования. – 2004. – № 9. – С. 258–264.

18.    Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. – Красноярск:  Сиб. гос. аэрокосм Ун-т, 2008. – 270 с.

19.    Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. – М.: Магистр, 1997. – 48 с.

20.    Кузьмин В. П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. – 1980. – № 1. – С. 62–68.

21.    Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 66–72.

22.    Латуха О.А., Пушкарёв Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 50–56.

23.    Левин А. И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы противоречия // Философские науки. – 2004. – № 9. – С. 5–16.

24.    Леднев B. C. Научное образование. – М.: МГАУ, 2002. – 120 с.

25.    Леонов А. М. Наука о сложности в эпоху постмодерна: монография. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. – 560 с.

26.    Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография  / отв. ред. Н. В. Наливайко. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – 276 с.

27.    Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2(6). – С. 36–47.

28.    Майер Б.О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012.–№ 6.–С. 37–44.

29.    Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. – М., 1997. 587 c.

30.    Москаленко А. Т. Динамика знаний и образования в условиях научно-технической революции // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 75–79.

31.    Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. Серия «Научные доклады» / Отв. ред. Е. В. Семенов, Н. Н. Семенова, А. В. Юревич. – Вып. 2. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

32.    Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.

33.    Некипелов А. Экономическая политика: стратегия и тактика. Интеграция высшего образования и науки // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 6. – С. 8–19.

34.    Пряников Б. П. Методология теорий производительности труда и капитала: ретроспектива нового времени и перспектива экономики знания: монография. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006 – 224 с.

35.    Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 20–25.

36.    Садовничий В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Философия образования. – 2005. – № 2 (13). – С. 3–9.

37.    Сандакова Л. Б., Бажутина Т. О. Культура понимания в современной философии образования  // Философия образования. – 2007. – № 2 (19). – С. 230–237.

38.    Сычева Л. С. Современные процессы формирования наук: опыт эмпирического исследования. – Новосибирск, 1984. – 160 с.

39.    Титова В. А., Латуха О. А. Современные аспекты управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 6. – С. 42–52.

40.    Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. – М.:  Наука, 1975. – 386 с.

41.    Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

42.    Штерн Н. Мир из знания. 2001 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000958/st000.shtml(дата обращения: 15.08.14)

43.    The Information Society / the Knowledge Society [electronic resource] http: //www.vecam.org (available at: 15.08.14)

44.    Drucker P. F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. 1-st Harper Business ed. N.Y.: Harper Business Publ. Inc., 1993. 293р.

45.    Drucker P. F. Post-capitalist Society. N.Y.: Harper Business Publ. Inc., 1993.

46.    Castells M. The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford UP. 2001. 304 р.

47.    Castells M. The Rise of the Network Society, With a New Preface: vol. I: The Information Age: Economy, Society, and Culture. Oxford, 1997. 461 р.

48.    Castells M. The Power of Identity, vol. II of The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford, 2010. 584 р.

49.    Masuda Y. The Information Society: as Post-Industrial Society. World Future Society, Washington, D.C., U.S.A., 1981.

50.    Webster F. Theories of the Information Society. Second Edition. L.: Routledge, 2002.

Дата публикации 25.10.2014