Актуальные вопросы внедрения ФГОС
В статье проанализированы актуальные вопросы четвертого года внедрения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, года подведения первых результатов. Представлена их связь с инновациями в начальной школе. Обоснована актуальность вопросов сентября 2014 учебного года – начала четвертого года внедрения нового стандарта в начальном образовании. Они связанны с системой оценки достижения новых планируемых результатов в условиях реализации нового стандарта. Представлены их основные особенности. В первую очередь вопросы всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, руководителей школ и систем образования) связаны со спецификой измененных контрольно-измерительных материалов для контроля и оценки метапредметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Проанализирована динамика актуальных вопросов внедрения стандарта в разные периоды: разработки стандарта «второго поколения», знакомства педагогов со структурой и содержанием ФГОС, начала реализации требований ФГОС, первого выпуска обучающихся в условиях реализации требований ФГОС НОО. Все актуальные вопросы педагогов сгруппированы: о контроле и оценке достижения результатов, о методике обучения в реализации стандарта, об условиях, о первых результатах контроля качества образования, подготовки школ своих основных образовательных программ. Перечислены направления использования актуальных вопросов, связанных с внедрением стандарта для развития образования, планирования методической работы и поиска способов решения этих вопросов.
актуальность, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, инновации, методические инновации, методическая работа
- Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009. – 144 с.
- Кларин М. В. Новая развивающая практика — коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. – 2014. – № 1. – С. 71–80.
- Лазарев В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 3–12.
- Лазарев В. С. Что нужно знать об инновационной деятельности учителя, чтобы она была успешной? // Инновации и эксперимент в образовании. – 2008.
- Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 66–72.
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 20–25. Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/210 (дата обращения: 3.07.2012)
- Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012 – № 3. – С. 5–18. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/195 (дата обращения: 03.07.2012)
- Смолеусова Т. В. Время методических инноваций // Начальная школа. – 2014. – № 2.
- Смолеусова Т. В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа – 2013. – № 8.
- Смолеусова Т. В., Кривцова Л. А. Новая роль учителя в организации проектной деятельности учащихся // Сибирский учитель. – 2010. – № 3. – С. 42–44.
- Смолеусова Т. В., Петровская Е. А. ТРИЗ для инновационной начальной школы в условиях перехода на ФГОС // Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Т. 3. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – 388 с. – С. 61–65.
- Смолеусова Т. В., Мазунина Е. А. Инновационность раздельно-параллельного обучения класса хоккеистов // Сибирский учитель. – 2010. – № 5. – С. 5–14.