Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 5, С. 119–126
УДК: 
612.1/.8 + 608.3 + 57.043

Повышение психо-функциональных резервов организма студентов под влиянием аудиовизуальной стимуляции

Головин М. С. 1 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния аудиовизуальной стимуляции (АВС) на психо-функциональное состояние студентов вуза. Установлено, что после 20-22 сеансов АВС у студентов наблюдалось снижение напряжения в регуляторных системах и психофизиологическом статусе. АВС способствовала повышению парасимпатических влияний, усилению автономного контура регуляции и формированию более экономичной работы сердца в состоянии покоя и при ортостатической пробе. Курс АВС способствовал усилению адаптационного потенциала, увеличению нейрогуморальных влияний и устранению энергодефицитных состояний. После курса тренингов АВС наблюдали улучшение показателей социально-психологической адаптации, психофизиологических параметров (принятие других, механическая память, переключение внимания, простая зрительно-моторная реакция, снижение реактивной и личностной тревожности). Тренинги АВС могут быть рекомендованы для применения в учебном процессе, а также в сферах, связанных с состоянием повышенного нервно-психического и физического напряжения (спорт, диспетчерская служба и т.д.), для более быстрого восстановления и улучшения функционального состояния организма.

Ключевые слова: 

аудиовизуальная стимуляция, адаптационный потенциал, вариабельность ритма сердца, вегетативная нервная система, психофизиологические показатели, социально-психологическая адаптация, студенты

Библиографическая ссылка:
Головин М. С., Айзман Р. И. Повышение психо-функциональных резервов организма студентов под влиянием аудиовизуальной стимуляции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 5. – С. 119–126. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.13
Список литературы: 
  1. Араби Л. С., Сысоев В. Н., Кремнева Т. В. Аудиовизуальная стимуляция в комплексной терапии психогенно-обусловленных расстройств // Вестник психотерапии. – 2011. – № 39. – С. 9–17.
  2. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки здоровья студентов. – Новосибирск, 2009. – 84 с.
  3. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. –Т. 57. – № 3. – С. 101–104.
  4. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику. – М.: Слово, 2008. – 220с.
  5. Буторин Г. Г., Щеглова И. И. Преодоление симптомов посттравматического стрессового расстройства у сотрудников органов внутренних дел с применением средств аудиовизуальной стимуляции // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 107–110.
  6. Вариабельность сердечного ритма: стандарты измерения, интерпретации, клинического использования: доклад рабочей группы Европейского общества кардиологии и Североамериканского общества кардиостимуляции и электрофизиологии // Вестник аритмологии. – 1999. – № 11. – С. 53–78.
  7. Водяницкий С. Н., Диверт В. Э., Кривощеков С. Г. Внешнее дыхание и газообмен при прерывистой нормобарической гипоксии у спортсменов с различным типом тренировочного процесса // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2011. – Т. 31. – № 3. – С. 33–39.
  8. Кудря О. Н. Оценка функционального состояния и физической подготовленности спортсменов по показателям вариабельности сердечного ритма // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 185–195.
  9. Мажирина К. Г. [и др.] Следовые эффекты игрового биоуправления: функциональное 
    МРТ-исследование // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2014. – 
    Т. 157. – № 3.– С. 312–316.
  10. Макаров С. В. Оценка здоровья и его коррекция методами аудиовизуальной стимуляции и нейробиоуправления при наркотически зависимых состояниях. Дисс. … канд. мед. наук. – Томск, 2005. – 100 с.
  11.  Макаров С. В., Шубина О. С. Сравнительный анализ эффективности методов альфа-стимулирующего тренинга и аудиовизуальной стимуляции в комплексной программе лечения больных с героиновой зависимостью // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2004. – № 3. – С. 38–44.
  12.  Никулин Д. И. Аудио-визуальная коррекция расстройств реакций адаптации у студентов. Дисс. … канд. мед. наук. – М., 2011. – 115 с.
  13.  Сонькин В. Д., Акимов Е. Б. Беговая тренировка помогает организму справиться с анаэробными нагрузками // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2013. – № 2 (27). – С. 13–18.
  14.  Тайшин Д. О., Дружинин В. Ю., Сорокин О. В., Суботялов М. А. «Индивидуально-типологический портрет» личности с эффективным биоуправлением длительностью сердечных сокращений // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 3. – С. 1.
  15. Черапкина Л. П. Изменение показателей вариабельности ритма сердца в течение курса нейробиоуправления у спортсменов разной квалификации // Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – Т. 12. – № 2. – С. 234–241.
Дата публикации 25.10.2014