Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 6, С. 7–21
УДК: 
372.881.111+811.111’276.6

Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку

Сидоренко Т. В. 1 (Томск, Россия), Рыбушкина С. В. 1 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Перемены в требованиях к специалистам на мировом рынке труда и соответствующие им преобразования российских образовательных стандартов оказываются на сегодня сильнее способности системы высшего образования принимать эти изменения и своевременно на них реагировать. В связи с этим наблюдается острая потребность создания новых образовательных продуктов, способных привести к достижению результатов обучения, заявленных в современных образовательных программах, и отражающих, как правило, не только предметные знания, но и личностные качества, помогающие выпускнику эффективно простроить профессиональную коммуникацию с оппонентом, заказчиком, партнером. Принимая это во внимание, авторы статьи обратились к идее создания специализированного учебного модуля «Введение в дебаты», реализация которого осуществлялась в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык», где в качестве основной образовательной цели выступало формирование метапредметных компетенций. Статья транслирует практику преподавания данного модуля, приводит примеры практических заданий и описывает специфику дидактических условий.

Ключевые слова: 

профессиональные компетенции, метапредметные компетенции, модульное обучение, иностранный язык, дебаты, инженерное образование

Библиографическая ссылка:
Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1406.01
Список литературы: 
  1. Щепеткина И. В. Современные требования к подготовке молодых специалистов // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 3. – С. 58-60.
  2. Кирилов Н. П., Леонтьева Е. Г. Конкурентоспособность выпускников вуза: проблемы и решения // Вестник ТГПУ. – 2014. – 6(147). – С. 9–13.
  3. Малышева А. А., Невраева И. В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 8. – С. 225–229.
  4. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. – М.: АП КИТ, 2008. – 615 с.
  5. Хуторской А. В., Краевский В. В. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 140–144.
  6. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиции человекосообразности [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. – URL: – http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm. (дата обращения: 28.04.2014)
  7. Сидоренко Т. В. Открытые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности языкового образования в российском вузе // Открытое образование. – 2014. – №. 5. – C. 13–19.
  8. Фалькович Ю. В. Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. по теме «Модернизация содержания и подходов к организации обучения профессионально ориентированному иностранному языку студентов технического вуза». – 2012. – 109 с.
  9. Локтюшина Е. А. Интегрированная профессиональная иноязычная компетентность как цель языкового образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2012. – № 6. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1818.html (дата обращения 12.11.2014)
  10. Ананьева Е. И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. – 2006. – № 4. – С. 4–12.
  11. Попова Н. В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход. Монография. Под ред. проф. Акоповой М.А. – СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 252 с.
  12. Резолюция международной конференции «Модульное обучение в сфере преподавания иностранных языков» // Иностранные языки в экономических вузах России. Всероссийский научно-информационный альманах № 5. –СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2006. – С. 3–6.
  13. Ryboushkina S. V. Introduction to Debating: Lincoln-Douglas Format. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та. – 2013. – 53 с.
Дата публикации 05.12.2014