Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 1, С. 119–126
УДК: 
81'42

Дейктические элементы рекламного хронотопа

Прокофьева В. Ю. 1 (Оренбург, Россия), Прончатова Е. Г. 1 (Оренбург, Россия)
1 Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье анализируется роль дейктических элементов в лексической структуре рекламного текста с точки зрения представления в ней временных и пространственных ориентиров. Актуальность исследования обусловлена его включенностью в круг проблем, связанных с исследованием концептов в текстах различных функциональных стилей, и определяется необходимостью исследования текстов рекламных сообщений с позиций когнитивного и коммуникативно-прагматического подходов в связи с возросшей ролью рекламы в современном российском обществе. Цель работы - выявить дейктические элементы, формирующие рекламный хронотоп, определить их репертуар и проследить организацию с их помощью пространственно-временной локации рекламной ситуации в перспективе ее прагматического воздействия на потребителя. Указательные наречия и личные местоимения важную роль в формировании рекламного хронотопа, выделяя объект из окружающей среды и привлекая к нему внимание собеседника. Эгоцентричный дейксис, определяя точку отсчета пространства и времени и формируя дейктическое поле, центром которого является говорящий, способствует внедрению в сознание покупателей преимуществ рекламируемого продукта, поэтому связан с такими концептуальными категориями, как жизнь и будущее.

Ключевые слова: 

дейксис, хронотоп; пространство; время; реклама; дискурс; концепт, слово; лексическая структура текста

https://elibrary.ru/item.asp?id=22943107

Библиографическая ссылка:
Прокофьева В. Ю., Прончатова Е. Г. Дейктические элементы рекламного хронотопа // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 119–126. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1501.12
Список литературы: 

1       Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.

2       Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе.
Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики — М.: Худож. лит, 1975. — С. 234 — 407.

3       Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. – М.: Наука, 1990. – 263 c.

4       Кротова М. А. Дейктические единицы в рекламном дискурсе // Вестник Южно-Уральского государственного университета, № 8 (63), 2006. – С. 98 – 103.

5       Кушнерук С. Л. Личные местоимения как языковые маркеры пересечения текстовых миров в рекламе // Вестник Челябинского государственного университета 2008, № 36. – С. 85 – 89.

6       Сергиева Н. С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании: автореферат ... доктора филологических наук. - М., 2010. - 43 с.

7       Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах (БАС). – М.: АН СССР, 1950-1965.

8       Степанов Ю. С. Имена. Предикаты. Предложение. – М.: Наука, 1981 – 360 с.

9       Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 367 с.

10  «Because I’m worth it! — Потому что я этого достойна!» История слогана L’Oreal. URL.: http://www.loreal-paris.ee/ru/content/ved-ya-etogo-dostoina-istoriya  (Дата обращения 20.01.2015).

 

Дата публикации 04.02.2015