Проспективный смысл слова катастрофа в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»
Статья посвящена изучению проспективных смыслов, образуемых словом катастрофа в художественном творчестве Ф. М. Достоевского, в частности в его романе «Подросток». Изучение статьи «Катастрофа» в современном «Словаре языка Достоевского» позволяет выявить его узуальное значение, однако, анализируя проспективные смыслы романа, кажется необходимым обратиться к аналитике повествовательного дискурса или нарратологии. Впервые Ф. Достоевский употребляет слово катастрофа в «Петербургской летописи». В последующих произведениях оно маркирует кульминационные точки развития фабулы («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Тем не менее, в романе «Подросток» слово катастрофа в меньшей мере связано с фабульным уровнем; оно маркирует своеобразный «иллокутивный капкан», в который попадает главный герой, обращаясь к письму. Аркадий Долгорукий, находящийся, по оценке В. А. Викторовича, «ниже понимания ситуации», оказывается во власти собственного текста, что значительным образом изменяет содержательные акценты его произведения. Происходящий нарративный излом соответствует слову катастрофа в романе. Этот нарративный эксперимент в контексте творчества Ф. М. Достоевского представляет значимый переход от ранее избранных стратегий творчества к невозможным quiproquo "Братьев Карамазовых".
Ф. М. Достоевский, нарративный эксперимент, дискурс, проспекция
- Анненский И. Книги отражений. – М.: Наука, 1979. – 680 c.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972. – 320 c.
- Викторович В. А. Роман познания и веры // Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. – Коломна, 2003. – C. 17–28.
- Виноградов В. В. Словарь языка Пушкина. – М.: Гос. изд-во иностранных и научных словарей, 1956. – 806 c.
- Виноградов В. В. Достоевский и Лесков в 70-е годы XIX века // Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961. – C. 487–555.
- Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. – М.: ГАХН, 1925. – 192 c.
- Гинзбург Е. Л., Караулов Ю. Н. Словарь языка Достоевского. И–М. – М.: Азбуковник, 2012. – 848 c.
- Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. – Л.: Наука, 1988. – 530 c. – Т. 2
- Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. – Л.: Наука, 1990. – 815 c. – Т. 8.
- Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. – Л.: Наука, 1991. – 358 c. – Т. 10.
- Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. – Л.: Наука, 1994. – 429 c. – Т. 13.
- Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Достоевского. – Томск: ТГУ, 2012. – 254 c.
- Ковалёв О. А. Нарративные стратегии в творчестве Ф. М. Достоевского. – Барнаул, 2011. – 316 c.
- Константинова Н. В. «Поприщинское письмо» в нарративных стратегиях Ф. М. Достоевского // Вестник Удмуртск. ун-та. – Ижевск, 2008. – № 5–1. – С. 27–38.
- Лихачёв Д. С. «Небрежение словом» у Достоевского // Литература – реальность – литература. – Л., 1984. – C. 44–59.
- Новикова Е. Г. «Маленький герой» и «Подросток»: письмо подростка о письме // Роман
Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. – Коломна, 2003. – C. 109– 113. - Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. – Тверь, 2001. – 158 c.
- Опиц Р. Эксперимент Достоевского с повседневностью: роман «Подросток» // Роман
Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. – Коломна, 2003. – C. 28–53. - Хорст-Юрген Г. «Подросток» Ф. М. Достоевского // Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. – Коломна, 2003. – C. 7–16.