Нарушение норм языка в рекламном дискурсе (прием и антиприем)
В статье представлен анализ нарушений различных норм языка на материале рекламных сообщений. Дается краткое представление о понимании эффективности рекламного сообщения, определяется различие между языковыми, речевыми и этическими нормами, представленными в коммуникации. Ключевым аспектом работы является различение ненамеренного нарушения нормы (орфографической или пунктуационной ошибки) и намеренного нарушения нормы как приема речи. При этом акцент сделан не на нарушение орфографических норм. Актуальность определяется тем, что разбираются примеры нарушений грамматических, графических, словообразовательных и синтагматических норм и предлагается их анализ с точки зрения эффективности использования такого коммуникативного приема. Эффективность анализируемых приемов, с опорой на теорию языковой коммуникации, оценивается на материале современной рекламы, что позволяет в результате получить актуальные выводы о нарушении норм языка в качестве специфического коммуникативного приема: виды нарушений противопоставляются с точки зрения эффективности в зависимости от фактора адресата (молодежная/немолодежная аудитория), а также в связи с легкостью прочтения и понимания речевого приема адресатом в целом
рекламный дискурс, коммуникация, языковые нормы, коммуникативный прием
1. Амири Л. П. Словообразовательная игра: к вопросу о количественном соотношении окказиональных существительных, прилагательных и глаголов в текстах рекламного дискурса // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. – 2011. – № 3. – С. 44–54.
2. Болотов В. И. Проблемы теории эмоционального воздействия текста: дисс. … д-ра филол. наук. – Ташкент, 1985. – 402 с.
3. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М.: Наука, 1980. – 240 с.
4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1980. – 336 с.
5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Наука, 1978. – 208 с.
6. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. – Л.: Наука. – 238 с.
7. Кемеров В. Е. Норма // Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. – 579 с.
8. Михайлова Ю. Н. Некоторые синтаксические особенности рекламного текста // Личность. Культура. Общество. – 2011. – Т. 13. – № 1. – С. 212–216.
9. Перфильева Н. В. «Свит мама», или как это по-русски? О новых приемах языковой игры в текстах СМИ и рекламы // Вестник Российск. ун-та дружбы народов. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2010. – № 1. – С. 28–31.
10. Пешковский А. М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // А. М. Пешковский. Избр. тр. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 50–62 .
11. Русская грамматика / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 1. – 783 с.
12. Руднева А. В. Русский язык. – М.: Эксмо, 2013. – 224 с.
13. Семенюк Н. Н. Норма языковая // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1990. – С. 337–338.
14. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. – М.: Наука, 1980. – 351 с.
15. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Об определении понятия «риторический прием» // Филол. науки. – 2002. – № 2. – С. 75–80.
16. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
17. Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1998. – 328 с.
18. Grice H. P. Logic and conversation // Syntax and semantics / ed. by P. Cole and J. L. Morgan. – N. Y.: Academic Press, 1975. – Vol. 3. – pp. 41–58.