Речевая манипуляция «воспитателя» (на материале современного художественного дискурса)
В статье рассматривается проблема манипулирования при помощи речи сознанием, и общественным, и отдельного человека. На материале рассказа Л. Юзефовича «Гроза. 1987 г.» показывается, что степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического и речевого воздействия, насколько манипулятор гибок в их использовании. Отмечаются некоторые черты речевого портрета современного учителя. На материале анализируемого произведения показывается, что отношение к подросткам со стороны «воспитателя»-манипулятора конкретизируется в желании распоряжаться ими, стремлении получить одностороннее преимущество. Идентифицируясь со своей социальной группой, воспитатель становится проводником ее нормирующего воздействия и снимает с себя значительную долю ответственности. Пользуясь авторитетом сообщества, он увеличивает возможность воздействия на других для достижения собственных целей. Привлеченный языковой материал иллюстрирует агрессивные намерения выступающего с воспитательной лекцией инспектора ГАИ. Анализируются конструкции несобственно-прямой речи говорящего, публицистические речевые штампы, интригующая интонация и прочая «убедительная лживость». Иллюстрируются методы управления аудиторией: метод ложной вины и пристыжения. Манипуляция наносит ущерб самому манипулятору, который, апеллируя к низменным мотивам, невольно повышает их значимость в собственных глазах. Происходит деформация личности манипулятора. В заключение сделаны выводы о том, что недостаточный уровень общей и речевой культуры, отсутствие психологической подготовки не позволяют «воспитателю» достичь цели и преодолеть негативное в целом отношение подростков.
манипуляция, речевое воздействие, несобственно-прямая речь, речевой штамп, речевая культура
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – 3-е изд. – М.: Речь, 2003. – 304 с.
2. Волкогонов Д. А. Психологическая война. – М., 1983. – 352 с.
3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / пер. с англ; науч. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Мысль, 1980. – 326 с.
4. Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. – Томск, 1980. – С. 83–89.
5. Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / ред. А. А. Бодалев. – М., 1989. – 153 с.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
8. Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. – 1996. – № 3. – С. 34–47.
9. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – 4 изд. – М.: URSS, 2009. – 169 с.
10. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – 278 с.
11. Караулов Ю. Н. О состоянии современного русского языка // Русская речь. – 2001. – № 3. – С. 8–19.
12. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. Методика лекторского мастерства и ораторского искусства. – М.: Знание, 1982. – 80 с.
13. Сопер П. Основы искусства речи: пер. с англ. – 2 изд. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.
14. Николаева Т. М. Лингвистическая демагогия // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М., 1988. – С. 154–165.
15. Козырев В. А., Черняк В. Д. Речевой портрет современного учителя: поиски идеала // Вестник Герценовского ун-та. – 2010. – № 1 (75). –С. 36–42.
16. Столярова И. В. Лексико-синтаксические средства создания образа учителя в современной прозе // Слово. Словарь. Словесность: Языковая личность ученика и учителя. Актуальные проблемы межличностной коммуникации: мат-лы Всероссийск. науч. конф., СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – С. 132–139.
17. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999. – 320 с.
18. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Л. П. Якубинский. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 17–58.
19. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Академия, 2003. – 272 с.