Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога
2 Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Арзамас
3 Новосибирский государственный педагогический университет
В статье обсуждаются новые требования к профессиональной деятельности школьного учителя, обусловленные введением в действие профессионального стандарта педагога. Авторы анализируют состояние подготовки будущих учителей биологии в педагогических университетах страны на примере вузов Новосибирска, Красноярска, Нижнего Новгорода. Отмечают большие возможности курса «Методика обучения и воспитания (биология)» в формировании компетенций, определенных профессиональным стандартом педагога. Знакомят с опытом практической деятельности, связанной с подготовкой бакалавров педагогического образования к различным аспектам работы в школе. Дают рекомендации вузовским педагогам по формированию у студентов компетенций, предусматривающих владение организацией лабораторного практикума в школе, совершенствованию содержания лабораторного практикума по методике обучения биологии. Предлагают внести в учебные планы подготовки бакалавров педагогического образования курсы по выбору «Использование информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании», «Геолокация», «Использование ГИС-технологий в различных отраслях биологической науки», аргументировано доказывая возможность оперативной актуализации основных образовательных программ подготовки бакалавров.
профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавра, актуализация ООП, методика обучения биологии, лабораторный практикум, совершенствование лабораторного практикума, коммуникационные технологии, цифровое лабораторное оборудование, цифровые лаборатории, курсы по выбору
- Галкина Е. А. Гуманизация биологического образования будущих педагогов в обновленных ФГОС // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции (Красноярск, 15 ноября 2013). – Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. – С. 62–64.
- Макарова О. Б. Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании: учебно-методическое пособие. – Новосибирск : НГПУ, 2011. – 64 с.
- Макарова О. Б. Современные средства оценивания результатов обучения биологии. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – 70 с.
- Макарова О. Б., Галкина Е. А. Оптимизация профессиональной подготовки бакалавров – учителей биологии в педагогическом вузе в условия реализации ФГОС ВПО // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. –
№ 3. – С. 88–92. - Макарова О. Б., Иашвили М. В. Специфика цифрового лабораторного практикума по физиологии человека // Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 29–30 марта 2013 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 95–97.
- Макарова О. Б., Иашвили М. В. Формирование профессиональных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 177–185.
- Марина А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. – 2007. – № 6. – С. 24–31.
- Марина А. В. Биологические экскурсии в природу (продолжение) // Биология в школе. – 2007. – № 7. – С. 30–32.
- Марина А. В. Книга школьного учителя биологии: учеб. пособие к курсу «Теория и методика обучения биологии» для студентов вузов, обучающихся по направлению 540100(050100) Естественнонауч. образование; учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2005. – 296 с.
- Марина А. В. Особенности методической подготовки студентов к преподаванию биологии в школе // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 42–49.
- Миронычева В. Ф., Кузина И. В., Марина А. В. Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 3 (3). – С. 142–144.
- Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода / Е. С. Иванцова, И. В. Кузина, Е. В. Левкина, В. Ф. Миронычева // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2 (36). – С. 72–79.
- Смирнова Н. З., Галкина Е. А. Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла // Гуманизация образования. – 2014. – № 4. – С. 27–32.
- Смирнова Н. З., Голикова Т. В., Галкина Е. А. Итоговая государственная аттестация выпускников: оценка профессиональных компетенций в русле интегрированных требований ФГОС (методика обучения биологии и методика обучения экологии): учебное пособие. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. – 212 с.
- Соловьев Н. А., Тагирова Л. Ф., Тагиров В. К. Разработка и реализация структурно-функциональной модели формирования готовности к профессиональной деятельности IT-кадров в вузе // Педагогическое образование в университетских комплексах: история и современность. – Оренбург: ОГУ, 2015. – С. 2075–2082.
- Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавра в ходе учебной практики / Е. С. Иванцова, И. В. Кузина, Е. В. Левкина, В. Ф. Миронычева, Н. В. Федосеева // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2 (36). – С. 80–87.