Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 3, С. 22–33
УДК: 
378+372.016:5

Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

Галкина Е. А. 1 (Красноярск, Россия), Марина А. В. 2 (Арзамас, Россия), Макарова О. Б. 3 (Новосибирск, Россия)
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
2 Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Арзамас
3 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье обсуждаются новые требования к профессиональной деятельности школьного учителя, обусловленные введением в действие профессионального стандарта педагога. Авторы анализируют состояние подготовки будущих учителей биологии в педагогических университетах страны на примере вузов Новосибирска, Красноярска, Нижнего Новгорода. Отмечают большие возможности курса «Методика обучения и воспитания (биология)» в формировании компетенций, определенных профессиональным стандартом педагога. Знакомят с опытом практической деятельности, связанной с подготовкой бакалавров педагогического образования к различным аспектам работы в школе. Дают рекомендации вузовским педагогам по формированию у студентов компетенций, предусматривающих владение организацией лабораторного практикума в школе, совершенствованию содержания лабораторного практикума по методике обучения биологии. Предлагают внести в учебные планы подготовки бакалавров педагогического образования курсы по выбору «Использование информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании», «Геолокация», «Использование ГИС-технологий в различных отраслях биологической науки», аргументировано доказывая возможность оперативной актуализации основных образовательных программ подготовки бакалавров.

Ключевые слова: 

профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавра, актуализация ООП, методика обучения биологии, лабораторный практикум, совершенствование лабораторного практикума, коммуникационные технологии, цифровое лабораторное оборудование, цифровые лаборатории, курсы по выбору

https://elibrary.ru/item.asp?id=23565661

Библиографическая ссылка:
Галкина Е. А., Марина А. В., Макарова О. Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 22–33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.02
Список литературы: 
  1. Галкина Е. А. Гуманизация биологического образования будущих педагогов в обновленных ФГОС // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции (Красноярск, 15 ноября 2013). – Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. – С. 62–64.
  2. Макарова О. Б. Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании: учебно-методическое пособие. – Новосибирск : НГПУ, 2011. – 64 с.
  3. Макарова О. Б. Современные средства оценивания результатов обучения биологии. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – 70 с.
  4. Макарова О. Б., Галкина Е. А. Оптимизация профессиональной подготовки бакалавров – учителей биологии в педагогическом вузе в условия реализации ФГОС ВПО // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. –
    № 3. – С. 88–92.
  5.  Макарова О. Б., Иашвили М. В. Специфика цифрового лабораторного практикума по физиологии человека // Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 29–30 марта 2013 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 95–97.
  6. Макарова О. Б., Иашвили М. В. Формирование профессиональных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 177–185.
  7. Марина А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. – 2007. – № 6. – С. 24–31.
  8. Марина А. В. Биологические экскурсии в природу (продолжение) // Биология в школе. – 2007. – № 7. –  С. 30–32.
  9. Марина А. В. Книга школьного учителя биологии: учеб. пособие к курсу «Теория и методика обучения биологии» для студентов вузов, обучающихся по направлению 540100(050100) Естественнонауч. образование; учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2005. – 296 с.
  10. Марина А. В. Особенности методической подготовки студентов к преподаванию биологии в школе // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 42–49.
  11.  Миронычева В. Ф., Кузина И. В., Марина А. В. Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 3 (3). – С. 142–144.
  12. Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода / Е. С. Иванцова, И. В. Кузина, Е. В. Левкина, В. Ф. Миронычева // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2 (36). – С. 72–79.
  13.  Смирнова Н. З., Галкина Е. А. Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла // Гуманизация образования. – 2014. – № 4. – С. 27–32.
  14. Смирнова Н. З., Голикова Т. В., Галкина Е. А. Итоговая государственная аттестация выпускников: оценка профессиональных компетенций в русле интегрированных требований ФГОС (методика обучения биологии и методика обучения экологии): учебное пособие. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. – 212 с.
  15. Соловьев Н. А., Тагирова Л. Ф., Тагиров В. К. Разработка и реализация структурно-функциональной модели формирования готовности к профессиональной деятельности IT-кадров в вузе // Педагогическое образование в университетских комплексах: история и современность. – Оренбург: ОГУ, 2015. – С. 2075–2082.
  16. Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавра в ходе учебной практики / Е. С. Иванцова, И. В. Кузина, Е. В. Левкина, В. Ф. Миронычева, Н. В. Федосеева // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2 (36). – С. 80–87.
Дата публикации 09.06.2015