Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 4, С. 50–58
УДК: 
612.821+159.9+378+316.6

Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям

Лебедев А. В. 1 (Новосибирск, Россия), Ильиных Е. И. 1 (Новосибирск, Россия), Айзман Н. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Авторами проведено исследование психофизиологических особенностей студенток первого курса, проанализированы показатели склонности девушек к алкогольной и табачной зависимостям. С помощью компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» анализировался ряд психологических показателей: социально-психологическая адаптация (по А. К. Осницкому), склонность к различным зависимостям (по Г. В. Лозовой), уровень реактивной и личностной тревожности (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину), уровень стрессоустойчивости, состояние агрессии (по Басса–Дарки), мотивация к успеху (по Т. Элерсу); ряд психофизиологических показателей: образная память, концентрация внимания, скорость сенсомоторных реакций (по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на световой раздражитель в режиме определения реакции правой или левой руки на каждый раздражитель).
Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона–Манна-Уитни. Установлено, что для девушек, склонных к алкогольной зависимости, характерен определенный психофизиологический «портрет»: высокие параметры эмоционального комфорта, стремление к доминированию, агрессивность при низкой стрессоустойчивости и концентрации внимания. Девушки, склонные к табачной зависимости, имеют высокие показатели самопринятия, эмоционального комфорта, образной памяти, агрессивности при низкой стрессоустойчивости. Выявленные психологические и психофизиологические особенности необходимо учитывать в профилактической работе.

Ключевые слова: 

студенты,зависимость, психофизиология, агрессивность, стрессоустойчивость, адаптация

https://elibrary.ru/item.asp?id=23917474

Библиографическая ссылка:
Лебедев А. В., Ильиных Е. И., Айзман Н. И. Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 50–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1504.05
Список литературы: 
  1. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. – Новосибирск: Изд. «РИФ Новосибирск». – 2009. – 100 с.
  2. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:  учеб. пособ. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. – 2010. – 286 с.
  3. Айзман Р.И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование, – 2011. – № 6(18). – С.48–52.
  4. Айзман Р.И. Лебедев А.В., Айзман Н.И. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. – Новосибирск: Изд. «РИФ Новосибирск». – 2013. – 40 с.
  5. Айзман Р.И. Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза  // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 244-251.
  6. Лебедев А.В., Галай И.А., Айзман Н.И., Айзман Р.И. Личностный потенциал студенток 1-го курса НГПУ // Сибирский педагогический журнал, – 2015. – № 1. – С. 69-73.
  7. Калиниченко, О.Ю. Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте // Вестник новых медицинских технологий. – 2006. –Т.13, №1-2. – С. 188-190.
  8. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов / А.В. Лебедев, Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от  11 апреля 2013 г. г. Москва
  9. Лукашевич, Н.П. Теория и практика самоменеджмента  / Н.П. Лукашевич. – Киев: Межрегиональная Академия управления персоналом. – 2002. – 360 с.
  10. Пакина, А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости. Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 257 с.
  11. Ростовцева, М.В. Формирование адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества // Вестник развития науки и образования. – 2009. № 5. С.59-65.
  12. Савельева Ж.В. Здоровье и болезнь в дискурсах масс-медиа // Человек в медицине: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию кончины святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Барнаул, 13 мая 2011 г. / Под ред. Н.С. Тимченко, Е.В. Харченко. – Барнаул, 2011. – С. 94-96.
  13.  Сельченок К.В. Психология зависимости. Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2009. – 592 с.
  14. Шепель Ю.В. Роль семьи и социума в процессе социально – психологической реабилитации  // Ученые записки. Вопросы экономики,  социологии и права. – 2006. – №9. –  С. 28–41.
  15.  Москвитин, П.Н., Дорошенко Т.А., Карташова Е.В., Колыванова Н.Н., Райх В.В.  Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ. – Новокузнецк: ГОУ ДПО НГИУВ, «Эгрегор», – 2008. –  С. 36–49.
  16. Коваленко, С.П. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор, предшествующий наркотической зависимости // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и ребилитация: сб. матер. Росс. конф. – Иваново: Южный федеральный университет, 2005. –  С. 77–82.
Дата публикации 13.08.2015