Развитие и воспитание детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства
В статье описана сущность полихудожественного подхода к развитию и воспитанию детей как эффективного способа развития эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья – с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, гиперактивностью и другими нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы. В тексте статьи описана методика применения синтеза трех видов искусства – музыки, живописи и поэзии; предложен фрагмент тематического планирования; охарактеризовано значение комплексного воздействия произведений различных видов искусства на личностное развитие ребенка. Идея полихудожественного подхода к воспитанию является актуальной, реалистичной, достижимой. Несмотря на определенную новизну, она в полной мере соответствует современным нормативным документам в области образования (в том числе федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного и общего образования) и научно-теоретическим положениям педагогики и психологии. Опыт развивающей и воспитательной деятельности средствами искусства в реальных условиях образования подтвердил его эффективность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
дети с особыми образовательными потребностями, интеллектуально одаренные подростки, дети с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, развитие эмоциональной сферы личности, полихудожественный подход, синтез искусств
- Заплатина Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников: автореф. диссер. … канд. пед. наук по ВАК 13.00.02. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств: звук и цвет. – СПб: Питер, 1995. – 96 с.
- Нестеренко М. В., Новоселова Л. В. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей на уроках изобразительного искусства // Непрерывное художественно-эстетическое образование в условиях перехода на ФГОС нового поколения: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/estetika/2013/bakushinskie_chteniya.zip (дата обращения: 16.04.2015)
- Пеня Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07. – Москва, 1983. – 26 с.
- Ряписова А. Г., Дёмина Е. В. Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков // Философия образования. – 2014. – № 3. – С. 138–151.
- Рубан Т. Г. Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/ (дата обращения: 16.04.2015)
- Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 134 с.
- Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – Москва, 2002. – 55 с.
- Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие. – М., 2001. – 78 с.
Юсов Б. П. Педагогика искусства и интеграция [Электронный ресурс]. URL: http://vptk.narod.ru/seminar1/yusov.html (дата обращения: 16.04.2015)