Знаниевая парадигма в общественном развитии: основные концепции
В статье выявляются основные концепции понимания знания в истории и современности, соотношение значений знания и информации. Отмечается, что знание сегодня понимается учеными все более широко: не только в историко-культурологическом, науковедческом аспектах, но также как интеллектуальная основа новейших, инновационных технологий. Сегодня именно вокруг знания как объекта познания формируются новые научные дисциплины, исследовательские области, научные направления и сложные конгломераты по изучению систем, форм знания, гибридных образований в сфере знаний, разрабатываемых как в теоретической, так и в прикладной формах. Вопросы о том, что такое знание, в чем его смысл, что необходимо знать, зачем (для чего) знать, волновали человечество уже с тех пор, как только оно стало способно философствовать. В статье анализируются подходы к пониманию знания и информации в истории философии и науки. Научное знание в современном общественном развитии становится основой организации людей, необходимым условием их совместной деятельности. Оно во все большей степени приобретает значение интегрирующего начала в общественной жизни, приходя на смену традиционным формам объединения людей.
знание, информация, знаниевая парадигма, общество знания, информационное общество, когнитивная философия, знаниеведение, история философии и науки
- Булкин А. П. Познание – наивысший аффект: еще раз о когнитивной компетенции // Проблемы современного образования. – 2013. – № 4. – С. 51–64.
- Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. – М.: 1982.
- Замышляев В. И. Гуманитарные смыслы информационного общества // Философия образования. – 2005. – № 1. – С. 85–92
- Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. – М.: Владос, 1997. – 250 с.
- Ильинский И. М. Образовательная революция. – М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. – 592 с.
- Калянов А. В. Теория «пространственновременного континуума» с позиций естественнонаучной знаниевой парадигмы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2. – С. 17–22.
- Коломейцев И. А. Общественное сознание в информационном потоке // Наука, техника и образование. – 2014. – № 2 (2). – С. 68–73.
- Колюжов Ю. И., Ушакова Е. В. Содержательная стратегия обучения: знаниеведческий аспект // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 45. – С. 77–82.
- Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. – М.: Магистр, 1997 – 48 с.
- Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – 276 с.
- Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 213 с.
- Москаленко А. Т. Динамика знаний и образования в условиях научно-технической революции // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 75–79.
- Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.
- Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М., 1997.
- Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. – М.: Наука, 1975. – 386 с.
- Ушакова Е. В. Системно-философское содержание современной научной картины мира (мировоззренческо-методологический аспект): дисс. … докт. филос. наук. – Иркутск, 1999.
- Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: в 2 ч. – Барнаул, 1998.
- Ушакова Е. В. Знаниеведение и управление: моногр. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.
- Чуринов Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. – Красноярск, 2001. – 432 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.