Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 5, С. 92–102
УДК: 
81'371

Аксиологическая антиномия в одоративной микросистеме русского языка (на материале парфюмерного дискурса)

Басалаева Е. Г. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье на материале текстов, извлеченных из парфюмерных интернет-форумов, рассматриваются особенности субъективной оценки в восприятии и вербализации запаха. Автор статьи отмечает, что одним из способов описания ольфакторных впечатлений оказывается сравнение личного опыта перцепции с мнением других лиц относительно восприятия одного и того же аромата, которое может как совпадать, так и различаться. Таким образом, выявляются некоторые эталонные признаки запаха парфюмерной продукции с достаточно устойчивыми оценочными ассоциациями, что свидетельствует о некоторой аксиологической закрепленности в интерпретации одорических впечатлений в сознании носителя языка. Так, в парфюмерном интернет-дискурсе может содержаться как позитивная оценка своего аромата другими людьми, так и негативная. В первом случае спектр эталонов запаха оказывается достаточно ограниченным и основан преимущественно на совмещении вкусового и обонятельного восприятия. Во втором случае через ольфакторное восприятие в сознании человека актуализируются ассоциативно связанные с ним образы, отрицательно характеризующие лицо с различных точек зрения (возраста, внешности, пола, рода деятельности и др.), связанные со старостью, смертью, химическими веществами, лекарствами и т. д. Иными словами, в интернет-коммуникации можно наблюдать различные оценочные квалификаторы запаха.

Ключевые слова: 

лексическая семантика, одоративное восприятие, парфюмерный дискурс, интернет-дискурс

https://elibrary.ru/item.asp?id=24284518

Библиографическая ссылка:
Басалаева Е. Г. Аксиологическая антиномия в одоративной микросистеме русского языка (на материале парфюмерного дискурса) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 92–102. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1505.08
Список литературы: 
  1. Рузин  И. Г. Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке: дис… канд. филол. наук. М., 1995. – 199 с.
  2. Ломоносова А. Л. Семантико-синтаксическая организация высказываний со значением восприятия и их функционирование в художественном тексте : дис. ...канд. филол. наук. СПб., 2004. – 177 c.
  3. Апресян  Ю. Д. Избранные труды: Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография.  М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 767 с.
  4. Апресян  Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного исследования  // Вопросы языкознания. – 1995. – № 1. – С. 37–68.
  5. Трипольская Т. А. Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой картине мира // Проблемы интерпретационной лингвистики: типы восприятия и их языковое воплощение. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – С. 50-61.
  6. Гейко  Е. В. Метафорический потенциал компонентов пропозиции обонятельного восприятия // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. – 2014. – Вып. 2. – С. 144–150.
  7. Колупаева А. А. Концепт запах и способы его репрезентации в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Тамбов, 2009. – 24 с.
  8. Павлова Н. С. Лексика с семой ‘запах’ в языке, речи и тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2006. – 20 с.
  9. Старостина Ю. А. Метафора как средство языковой реализации концепта «запах»: дис. … канд.филол.наук. Волгоград, 2010. – 173 с.
  10. Рябцева Н.К. Ментальная лексика, когнитивная лингвистика и антропоцентричность языка. URL: http://www.dialog-21.ru/Archive/2000/Dialogue%202000-1/268.htm (дата обращения 11.06.2015).
  11. Бельская Т.И. Средства актуализации опорных концептов парфюмерного дискурса современного французского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2010. – 26 с.
  12. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 12 (83). – Вып. 6. – С. 13 – 21.
  13. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дис. ...канд. филол. наук. Астрахань. 2001. – 20 с.
  14. Басалаева Е.Г. Языковая репрезентация запаха в парфюмерном интернет – дискурсе // Вестник Томского государственного университета. –  2013. – №375. –с.16-20.
  15. Басалаева Е. Г. Парфюмерный дискурс: выражение невыразимого // Проблемы интерпретационной лингвистики: типы восприятия и их языковое воплощение: межвуз. сб. научн. тр. – Новосибирск: Изд НГПУ, 2013. – С.126 – 133.
Дата публикации 09.10.2015