Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 68–76
УДК: 
159.9 + 364.4 + 316.6

Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь

Гудкова Т. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье с социально-психологической позиции рассматривается проблема инвалидности, которая в настоящее время становится все более актуальной. Отмечается, что одной из ключевых задач, стоящих перед обществом является максимальное приближение возможностей инвалидов к условиям жизни здоровых людей. В содержании статьи отражены некоторые актуальные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь, описаны направления адаптивной физической культуры, спорта, туризма, которые имеют большие возможности для коррекции физического здоровья и адаптации инвалидов в социум. Подчеркивается значимость физического воспитания и спорта, как одного из наиболее эффективных способов социальной интеграции и организации досуга людей с инвалидностью и ограниченными возможностями. В статье акцентируется внимание, в частности на том, что во многих европейских странах, в том числе в России, реализуются программы спортивной работы с инвалидами, позволяющие не только приобщить их к занятиям спортом, но и дающие возможности для их полноценного развития. Одним из ярких примеров активной интеграции людей с инвалидностью в полноценную социальную жизнь общества приводятся Паралимпийские игры в Сочи. Делается вывод, что особо актуальной является тема доступной среды как главного фактора развития безбарьерного туризма. Процесс гуманизации спортивной работы с инвалидами представляет социально-значимую задачу и должен носить комплексный характер.

Ключевые слова: 

инвалидность, социальная интеграция, социальная реабилитация, Паралимпийские игры, безбарьерная среда, рекреационный туризм

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017576067&origin=...

Modern way of integration of people with disabilities and disability in social life

Библиографическая ссылка:
Гудкова Т. В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 68–76. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.06
Список литературы: 

1. Бурлакина О. В., Латчук В. Н. Рекреационный туризм как средство адаптивной двигательной рекреации // Педагогическая диагностика. – 2012. – № 2. – С. 63–71.

2. Батова А. В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2001. – 29 c.

3. Базоев В. З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы) // Дефектология. – 1996. – № 6. – С. 18–23.

4. Белозерцева Т. А., Котельникова Е. В., Шмакова И. Ю. Формирование профессиональной ориентации и интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в социум // Социальная педагогика. – 2015. – №3. – С. 67–74.

5. Лукина А. К., Кашапова Н. В. Трудовое объединение как средство социализации подростка с ограниченными возможностями здоровья. // Социальная педагогика. – 2014. – №2. – С. 71–75.

6.  Гудкова Т. В., Дунаевская Э. Б. Профессиональное образование и его роль в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в современном мире. –  2015. –  № 3 (18). –  С. 123-131.

7.  Нефедова А. А. Потенциальные возможности центра обслуживания по социальной реабилитации инвалидов в условиях сельской местности // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 1(60). – С. 162–166.

8. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 4. – С. 81–89.

9. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 50–59.

10. Гудкова Т. В., Жуйкова Л. П. Психолого-педагогическая работа с лицами, имеющими ограничения здоровья: в 2 ч. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Ч. 1. – 266 с.

11. Тологаева А. Ю. Аутсорсинг как один из эффективных способов трудоустройства инвалидов в коммерческом секторе // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 1(60). –  С. 135–139.

12. Доступное размещение в гостиницах. Рекомендации // ред.-сост.: А. Большаков, Е. Бухаров, Н. Ленц, В. Касливцев, А. Мурашов, Д. Храповицкий. – 2-е изд., доп. – Библиотека Оргкомитета «Сочи 2014», 2012. – 80 с.

13. Боброва Л. В. Когда мечты сбываются // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. –  №7. – С. 47–51.

14. Асылгараева Э. Н., Бухаров Е. А., Гутман Л. Б. Отдых без барьеров в горах // Горнолыжная индустрия. – 2014. – №2. – С. 16–25.

15. Швецова Т. В., Парфенова Л. А. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №12. – С. 70

16. Моздокова Ю. С. Развитие технологий социальной реабилитации на современном этапе //Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – №1. – С. 107–111.

Дата публикации 29.02.2016