Провокативный дискурс как объект лингвистического анализа
Статья посвящена изучению провокации как особой тактики, стратегии, а также специфического свойства прагматически направленного дискурса. Актуальную проблему современной коммуникативной лингвистики представляет не только изучение эксплицитных вербальных провокаций, реализованных в диалогической речи, но и имплицитных, не осознанных либо говорящим, либо, что возможно значительно чаще, слушающим. С точки зрения авторов статьи, провокацию можно охарактеризовать как многовекторное и многоаспектное понятие. Провокация может являть собой коммуникативное намерение, однако в некоторых случаях, несмотря на последовавшую реакцию (прогнозируемую или непрогнозируемую), она может быть непреднамеренной. Вообще, коммуникативная ситуация провокации имеет один основной параметр – реакцию; остальные параметры можно считать опциональными. В ряде случаев это затрудняет саму возможность объективного лингвистического анализа. Данная проблема рассматривается на материале блогов, информационных ресурсов Новосибирской области, а также иных текстов, представляющих интерес с точки зрения лингвистического анализа и экспертизы.
конфликтный текст, лингвистический анализ, провокативный дискурс, лингвистическая экспертиза
- Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 136–137.
- Баранов А. Н. Авторизация текста: пример экспертизы (приложение 3) // Цена слова. – М.: Галерия, 2002. – С. 356-364.
- Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: Теоретические основания и практика. – М.: Флинта, Наука, 2007. – 592 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2005. – 148 c.
- Дымарский М. Я. Прагматика как векторная семантика // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 118–125. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1502.11
- Ефремов В. А. Словари субстандарта в лингвоэкспертной практике // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 41–49. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1502.03
- Кубрякова Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность. Текст – М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 23–33.
- Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под общ. рук. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М.: Флинта; Наука, 2003.
- Лаппо М. А. Сущность идентичности и методы ее анализа в лингвистических/психолингвистических исследованиях // Вопросы психолингвистики. – 2014. – № 19. – С. 30–39.
- Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка / пер. с англ., сост. и ред.: В. В. Петров, В. И. Герасимов. – М.: Прогресс, 1988. – 320 с.
- Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / под ред. проф. М. В. Горбаневского. – М.: Медея, 2004. – 104 c.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Международные отношения, 1995. – 446 c.
- Русская грамматика: в 2-х т. – Т. 2. – М.: Наука, 1980. – 714 с.
- Саженин И. И. Словарный корпус как элемент оптимизации исследовательского процесса // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 120–127.
- Словарь русского языка: в 4-х т. [Электронный ресурс] / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm (дата обращения 20.05.15)
- Степанов В. Н. Провокативный дискурс массовой коммуникации: дисс. … д-ра филол. наук. – СПб.: СПбГУ. – 230 с.
- Трипольская Т. А., Булыгина Е. Ю. Идеологическая семантика как объект лексикографирования разновременными словарями // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 28–40. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1502.02
Трипольская Т. А., Гончарова Е. А. Динамические процессы в лексиконе языковой личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – С. 57–67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1403.06