Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 6, С. 15–26
УДК: 
37.011.31 - 051

Современные тенденции и принципы развития профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования

Морозова О. П. 1 (Барнаул, Россия)
1 Алтайский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, связанные с проблемой оптимизации процесса развития профессиональной деятельности учителя. Цель статьи – выделить и охарактеризовать современные тенденции и принципы развития указанного феномена в системе непрерывного педагогического образования. В качестве таких тенденций определяются культурно-гуманистическая направленность профессиональной деятельности учителя; тенденция, раскрывающая зависимость развития профессионально-педагогической деятельности от степени активного, преобразующего отношения к ней субъекта (самого педагога); тенденция обусловленности жизненного пути личности всем процессом ее жизнедеятельности; тенденция усложнения творческого характера профессиональной деятельности учителя; тенденция возрастания системности профессионально-педагогической деятельности. Показано, что данные тенденции находят свое методологическое отражение в соответствующих принципах. Отмечается, что представленная система принципов обладает интегративными чертами, важнейшими из которых выступают гармоничность и целостность. В заключение делаются выводы о значимости выявления ведущих тенденций развития профессиональной деятельности учителя современной школы, раскрытия эвристических возможностей принципов, регулирующих данный процесс для стимулирования поиска психолого-педагогических условий, которые обеспечивают позитивную динамику деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: 

профессиональная деятельность учителя, развитие, системы непрерывного педагогического образования, тенденции, принципы

https://elibrary.ru/item.asp?id=25112113

Библиографическая ссылка:
Морозова О. П. Современные тенденции и принципы развития профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 15–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.02
Список литературы: 
  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. – Ростов н/Д: РГПИ, 1993. – 32 с.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
  4. Зинченко В. П. Образ и деятельность. – М.; Воронеж: МодЭК, 1997. – 608 с.
  5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М.; Белгород: МПГУ; Белгород. гос. пед. ин-т, 1993. – 219 с.
  6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 62–79.
  7. Краевский В. В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. – Челябинск: ЧГПИ, 1985. – С. 3–12.
  8. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: автореф. дис. … докт. пед. наук. – Ростов н/Д, 1997. – 39 с.
  9. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  10. Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения // Психологич. журн. – 1982. – № 4. – С. 23–36.
  11. Методологические проблемы педагогической науки / под. ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.
  12. Мищенко А. И. Целостный подход к процессу формирования профессиональной готовности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: межвуз. сб-к науч. тр. / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – С. 26–32.
  13. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. –1996. – № 1. – С. 5–19.
  14. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1989. – 206 с.
  15. Романов В. Д. Самоорганизация и управление в условиях неопределенности // Самоорганизация, организация, управление. – М.: РАГС, 1995. – С. 176–189.
  16. Рубакин Н. А. Избранное: Т. 3. – М.: Книга, 1975. – 175 с.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.
  18. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
  19. Сохань Л. В., Злобина Е. Г., Тихонович В. А. и др. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). – Киев: Наукова Думка, 1987. – 279 с.
Дата публикации 20.12.2015