Проблема сохранности контингента студентов в условиях современной модели обучения
В статье рассматривается проблема сохранности контингента студентов на физико-математических профилях подготовки будущего учителя. Цель статьи – анализ ситуации с позиции взаимодействия преподавателей и студентов в условиях перехода системы образования в России на новую модель обучения.
Традиционная система образования, которая в недалеком прошлом являлась основным институтом обучения и воспитания будущих субъектов социальных отношений в обществе, перестает быть таковой. В этой связи в вузах возникает ситуация, когда студенты и некоторая часть преподавателей являются представителями разных социально-культурных измерений. С внедрением в систему высшего образования России новых образовательных стандартов (ФГОС) в вузах происходит постепенный переход от модели подражания к конвейерной модели обучения. Смысл новой модели заключается в том, что она ориентирована на массовое образование. В рамках этой модели образец для подражания, которым в прежней модели являлся преподаватель, уходит на задний план. Студенты, приходящие на первый курс, воспринимают вузовскую среду важным, но далеко не единственным источником получения знаний. При этом они уже готовы к восприятию модели обучения, когда преподаватель представляет собой одно из звеньев конвейерной модели обучения, а преподаватель в силу своего менталитета зачастую не готов к восприятию такой модели. В статье на основе анализа конкретных примеров показаны возникающие в этих условиях противоречия, которые являются весомой причиной высокого отсева студентов, что противоречит нормативным документам в рамках новой модели обучения.
модели обучения, сохранность контингента студентов, физико-математический профиль
- Овчаров А. В. Модель формирования профессиональной компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08: – Санкт-Петербург, 2007. – 382 с.
- Зенкина С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 2007. – 292 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
- Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
- Новиков А. М. Формы обучения в современных условиях [Электронный ресурс]. – URL: http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm (дата обращения: 25.10.2015);
- Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. – М.: ЦСП, 2006. – 264 с.
- Лазаренко И. Р., Волохов С. П. Интегративный подход к проектированию и реализации образовательных программ высшего образования в педагогическом вузе: потребность, опыт, перспективы // Вестник педагогических инноваций. – 2015 – № 3. – С. 35–41.
- Лопаткин В. М. Интеграция как перспективное направление модернизации регионального педагогического образования // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции; г. Барнаул, 13–15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 86–89.
- Смирнов С. А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.countries.ru/library/methoda/modeli.htm) (дата обращения: 25.10.2015)
- Сухенко Н. В. Развитие российской модели обучения в системе высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 61–65.
- Уваров П. Ю. У истоков университетской корпорации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.polit.ru/article/2010/02/04/university/ (дата обращения: 26.10.2015)
- Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.