Семиотика интерфейса системы «человек-компьютер» и образовательный процесс
В работе с позиций культурно-исторической психологии и семиотики анализируется процесс обучения информатике в школе и вузе. Показана важность знаково-символической деятельности при освоении персонального компьютера. В работе использованы представления о медиаторах знаково-символического взаимодействия, и на этой основе проанализирована особенность деятельности обучаемых при освоении интерфейса в системе «человек – компьютер». Показано, что целевые установки, стоящие перед педагогами, преподающими информатику и сформулированные на языке информационно-коммуникационной компетентности могут быть переформулированы и конкретизированы с использованием семиотического подхода к описанию образовательной деятельности. С этой точки зрения персональный компьютер может быть рассмотрен интегративно, как целостная универсальная знаково-символическая машина, и декомпозировано, с преимущественным обращением внимание на содержание, отображаемое на мониторе. Автор акцентирует внимание на особенностях диалога в системе «человек – компьютер». Показано, что особое внимание в учебном процессе, опосредованном компьютером, необходимо обращать на формирование у студентов и школьников автокоммуникации, на формирование умений задавать себе вопросы и отвечать на них посредством возможностей компьютера.
Обучение информатике, семиотика, знаковые системы, медиаторы, человеко-машинный интерфейс, диалог, ограничение разнообразия
- Теория и методика обучения информатике: учебник / [М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2008. – 592 с.
- Флоренский П. А. У водоразделов мысли. – Ч. 2 // Символ. – Т. 28. – Париж, июль, 1992.
- Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. – М.: Ad Marginem, 1996. – 548 c.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / сост., общ. ред. Б. Мещерякова и В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1966.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 c.
- Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.
- Корнилова Т. В., Тихомиров O. K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. – 192 с.
- Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. – Кемерово: АЛЕФ Гуманитарный центр, 1993. – С. 9–106.
- Debatin Bernhard. Computers At Work: The Semiotics of Interface Design // The Semiotic Review of Books. – 1993. – 4 (2).
- Johnson S. Interface Culture. How New Technology Transforms the Way We Create and Communicate. – San Francisco, 1997.
- Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс "Человек-компьютер". – М.: Мир, 1990. – 502 с.
- Фоли Дж. Д. Человеко-машинные интерфейсы // В мире науки. – 1997. – № 12. – С. 59–65.
- Воройский Ф. В. Систематизированный толковый словарь по информатике. – М.: Либерия, 1998. – 376 с.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992. – 272 с.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений: Т. 5. – М.: Русские словари, 1996. – С. 159–206.
- Лотман Ю. М. Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство – СПБ, 2000. – С. 159–165.
- Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: Просвещение, 1986. – 255 с.
- Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. − М.: Тривола, 1994. − 272 с.
- Andersen P. B. The force dynamics of interactive systems. Towards a computer semiotics // Semiotica. − 1995. – 103-1/2. − pp. 5–45