Роль психодидактики в профессиональной подготовке учителя
В статье изложена идея образования новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики и отражение её роли в процессе школьного обучения и профессиональной подготовке учителя. Как неоднократно отмечалось в различных научных источниках, существует противоречие между научно-педагогическими и психологическими теориями и школьным процессом обучения. Теоретические позиции дидактических, психологических и методических идей мало связаны между собой и не отработан механизм их доведения до школьного процесса обучения. Поэтому выдвигается идея их синтеза и создание новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики. Психодидактика основана на системе методологических подходов к обучению, к которым относятся подходы проблемный, программированный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, игровой, коммуникативный, историко-библиографический, межпредметный, демонстрационно-технический, задачный, модельный. В статье даётся определение предмета психодидактики и выдвигается идея организации пакетных технологий обучения. Овладение пакетными технологиями обучения даёт учителю возможность организовать процесс обучения в соответствии с психологическими, дидактическими и методическими идеями. Ставится проблема профессиональной подготовки учителя в соответствии с психодидактической теорией и идеями пакетных технологий обучения
психодидактика, методологические подходы к обучению, пакетные технологии обучения, профессиональная подготовка учителя
- Анастасова Л. П. Дидактический материал и методика его использования на уроках биологии. – М.: НИИ школ, 1975. – 82 с.
- Бим-Бад Б. М.Категории современных наук о воспитании. – М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2010. – 206 с.
- Герасимова Т. П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. – М.: Педагогика, 1978. – 118 с.
- Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
- Занков Л. В. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968. – 174 с.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 304 с.
- Крутский А. Н. Психодидактика среднего образования: монография. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 254 с.
- Крутский А. Н., Гибельгауз О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения // Школьные технологии. – 2011. – № 3. – С. 117–123.
- Крутский А. Н. Психодидактика и перспективы ее дальнейшего развития // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 73–77.
- Кузнецова Н. Е. Формирование системы понятий при обучении химии. – М.: Просвещение, 1989. – 145 с.
- Муртазин Г. М. Современные проблемы урока биологии в средней школе. – Уфа, 1977. – 96 с.
- Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
- Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
- Педагогика и психология. Круглый стол // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 15–43.
- Подольский А. И. Системная психодидактика. – Магнитогорск: Творчество, 2005. – 328 с.
- Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003. – 304 с.
- Рахимов А. З. Психодидактика. – Уфа; Москва: Творчество, 2003. –400 с.
- Савенков А. И. Психодидактика. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.
- Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / пер. с англ.; под ред. Н. Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
- Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. – Челябинск, 1988. – 89 с.
- Фокин Ю. Г. Психодидактика высшего образования. – М., 2002.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – 414 с.