Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения
2 ГОО «Кузбасский РЦППМС»
3 Кемеровский областной психолого-валеологический центр
Вопрос изучения возрастных особенностей психофизиологического развития и адаптации школьников к учебной деятельности в различных условиях обучения приобретает особую актуальность в подростковом периоде индивидуального развития. Проведен сравнительный анализ вегетативных и нейродинамических показателей младших и старших подростков из образовательных организаций с различной интенсивностью обучения (229 человек). Выявлены особенности, отражающие специфику адаптации подростков к обучению и факторам образовательной среды. Полученные результаты отражают особенности психофизиологической адаптации подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и гимназии. Учащиеся общеобразовательной школы характеризуются более выраженным напряжением адаптационных механизмов и более низким уровнем нейродинамических показателей в сравнении с учащимися гимназии, что особенно выражено на начальном этапе обучения в основной школе. На показатели психофизиологической адаптации оказывают влияние типологические особенности вегетативной регуляции. Для подростков со сбалансированным вегетативным тонусом характерны более высокие показатели психомоторных реакций. Связь вегетативных и нейродинамических особенностей наиболее выражена при напряжении адаптационных механизмов и низком уровнем нейродинамических характеристик. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации индивидуально-дифференцированного подхода в ходе воспитательно-образовательного процесса с учетом условий обучения в образовательной организации.
подростковый возраст, психофизиологическая адаптация к обучению, тип вегетативной регуляции, нейродинамические особенности
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017631512&origin=...
Features of psychophysiological adaptation of pupils in different learning environments
- Айзман Р. И., Казин Э. М., Фёдоров А. И., Шинкаренко А. С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 9–17.
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
- Баевский Р. М. Проблема оценки и прогнозирования состояния организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. – 2006. – Т. 36, № 3. – С. 42.
- Безруких М. М., Сонькин В. Д., Зайцева В. В. Анализ здоровьесберегающей среды в учреждениях общего образования // Валеология. – 2005. – № 4. – С. 85–93.
- Безруких М. М., Сонькин В. Д.Педагогическая физиология как самостоятельная область научного знания: матер. междунар. конф. «Физиология развития человека»: Альманах «Новые исследования». – 2004. – № 1-2. – С. 74.
- Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
- Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ / Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 20001610233 от 05.03.2001 г. Москва; Роспатент. – 50 с.
- Игишева Л. Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTOEXPERT: методическое руководство. – Кемерово, 2003. – 36 с.
- Казин Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. [и др.] Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 3. – С. 23–29.
- Казин Э. М., Федоров А. И., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. [и др.] Проблемы социально-психологической адаптации учащихся с различным типом вегетативной регуляции // Практическая психология: актуальные вопросы и опыт исследований: материалы международного е-симпозиума. – М., 27–28 февраля 2015. – С. 25–42.
- Комарова О. А. Оценка адаптивных возможностей учащихся гимназии и школы-интерната по показателям вариабельности сердечного ритма // Тезисы докладов XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2006 секция биология». – М., 2006. – С. 119–120.
- Литвинова Н. А., Казин Э. М., Иванов В. И. Роль психофизиологических показателей в успешности адаптации старшеклассников к профильному обучению // Вестник Томского государственного университета. – 2006. –№ 21. – C. 56–57.
- Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966. – 383 c.
- Никитюк Б. А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез). – М.: Наука, 1978. – 144 c.
- Сухарев А. Г. Технология социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста // Гигиена и санитария. – 2002. – № 4. – С. 17–20.
- Тарасова О. Л., Казин Э. М., Четверик О. Н., Зарченко П. Ю. [и др.] Возрастные и типологические особенности психо-вегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга // Валеология. – 2015. – № 4. – С. 33–40.
- Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. – Ижевск: Удмурдский университет, 2009. –255 с.
- Щедрина А. Г. Понятие индивидуального здоровья – центральная проблема валеологии. – Новосибирск, 1996. – 49 с.