Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 131–140
УДК: 
612.821 + 57.043 + 796.422

Изменение ЭЭГ показателей у студентов, занимающихся спортом, после однократной и продолжительной низкочастотной аудиовизуальной стимуляции

Головин М. С. 1 (Новосибирск, Россия), Балиоз Н. В. 2 (Новосибирск, Россия), Кривощеков С. Г. 2 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН
Аннотация: 

Целью настоящего исследования стало изучение электроэнцефалографических (ЭЭГ) изменений у студентов, занимающихся спортом, после однократной и продолжительной низкочастотной аудиовизуальной стимуляции (АВС) в режиме ритмической стимуляции 3-13 Гц и длительностью 25 минут. Были обследованы юноши 18–23 лет, студенты НГПУ, занимающиеся легкой атлетикой и специализирующиеся в беге на средние дистанции, имеющие спортивную квалификацию первый спортивный разряд и кандидаты в мастера спорта. Установлено, что после 20–22 сеансов АВС у студентов-спортсменов наблюдалось изменение ЭЭГ показателей, по сравнению с контролем (повышение мощности тета-ритма, альфа-1 поддиапазона, а также усиление супрессии мощности альфа-ритма в ответ на открывание глаз). Отличительной характеристикой однократной АВС является достоверное снижение мощности тета-ритма ЭЭГ, ослабление силы реакции десинхронизации альфа-1 волн и увеличение силы реакции активации альфа-2 волн. После курса АВС было отмечено увеличение количества и появление новых корреляционных связей между показателями, что, согласно представлениям Н. П. Бехтеревой, свидетельствует о повышении устойчивости организма к воздействию эндогенных и экзогенных факторов. Описанные данные подтверждают способность мозга человека следовать навязываемым ритмам, что может быть использовано для изменения функционального состояния организма и более успешного восстановления после тренировочных занятий

Ключевые слова: 

аудиовизуальная стимуляция, студенты, спортсмены, электроэнцефалографическая активность

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017581891&origin=...

Change of the students' eeg parameters engaging in athletics, after single and multiple low-frequency audiovisual stimulation

Библиографическая ссылка:
Головин М. С., Балиоз Н. В., Кривощеков С. Г., Айзман Р. И. Изменение ЭЭГ показателей у студентов, занимающихся спортом, после однократной и продолжительной низкочастотной аудиовизуальной стимуляции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 131–140. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.12
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И., Головин М. С. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов-цикликов // Бюллетень сибирской медицины. –  2014. –  Т. 13, № 6. – С. 113–120.
  2. Афтанас Л. И., Ярош С. В., Нефедова Ж. В. Нейротехнологии аудио-визуально-вибротактильной стимуляции в комплексной терапии артериальной гипертензии у детей и подростков // Сибирский научный медицинский журнал. – 2013. – Т. 33, № 4. – С. 49–55.
  3. Базанова О. М. Вариабельность и воспроизводимость индивидуальной частоты альфа-ритма ЭЭГ в зависимости от экспериментальных условий // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2011. – Т. 61. – С. 102–111.
  4. Бехтерева Н. П. Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека. – Л.: Наука, 1988. – 677 с.
  5. Бобрищев А. А. Аудиовизуальная коррекция психического состояния и работоспособности спортсменов высшей квалификации // Вестник психотерапии. – 2007. – № 22. – С. 61–62.
  6. Головин М. С., Балиоз Н. В., Айзман Р. И., Кривощеков С. Г. Влияние аудиовизуальной стимуляции на психические и физиологические функции у спортсменов легкоатлетов // Физиология человека. – 2015. – Т. 41, № 5. – С. 90–97.
  7. Голуб Я. В., Жиров В. М. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи. –  СПб., 2007. – 97 с.
  8. Кудря О. Н. Физиологические особенности вегетативного обеспечения мышечной деятельности у спортсменов: дисс. …докт. биол. наук. – Томск, 2012. – 310 с.
  9. Лебедев А. В., Рубанович В. Б., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 128–141.
  10. Михайлов С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2009. – 348 с.
  11. Пупиш М., Чиллик И. Влияние аудиовизуальной стимуляции на некоторые параметры элитных спортсменов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2013. – № 3 (111). – С. 39–45.
  12. Сороко С. И., Трубачев В. В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. – СПб.: Политехника-сервис, 2010. – 607 с.
  13. Суботялов М. А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов: дис. …канд. биол. наук. – Томск, 2002. – 162 с.
  14. Халафян А. А. SТАТISТIСА 6.0. Статистический анализ данных. – М.: Бином-Пресс, 2007. – 512 с.
  15. Huang T. A., Charyton Ch. A comprehensive review of the psychological effects of brainwave entrainment // Alternative Therapies In Health And Medicine. – 2008. – № 14. – Р. 38–49.
  16. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: The inhibition-timing hypothesis // Brain Research Reviews. – 2007. – V. 53. – P. 63–88.
  17. Mikicin M., Kowalczyk M. Audio-visual and autogenic relaxation alter amplitude of alpha EEG band, causing improvements in mental work performance in athletes // Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2015. – V. 40 (3). – Р. 219–227.
Дата публикации 29.02.2016