Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 2, С. 124–137
УДК: 
81.374 + 81'42

Прагматика новых обозначений и самообозначений в современном педагогическом дискурсе

Лаппо М. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье описываются тенденции лексического преобразования в текстах современных педагогов, а именно появление различных видов неологизмов: новых названий учителя, педагога или ведущего занятие; новых названий видов или способов занятий; нетранслитерированных наименований; слов, образованных путем сложения элементов; метафорических преобразований и расширения лексической сочетаемости. Проанализированы причины введения неологизмов в педагогический дискурс. Например, подтверждается идея интервенции дискурса рыночных отношений в отечественном дискурсе образования, описанная ранее на материале зарубежных дискурсов. Отмечен феномен «стихийной лексикографии» в тех типах текстов, которые ранее для этого не использовались (в учебных программах и программах научных конференций). Новояз и дефинирование неологизмов без указания авторства представлены как инструменты «власти дискурса» в понимании М. Фуко, Т. ван Дейка.
Статья развивает положения интегральной теории лексического значения, ряда исследований, посвященных структуре прагматического макрокомпонента (Ю. Д. Апресяна, Г. Н. Скляревской, В. Н. Телия, Е. Ю. Булыгиной, Т. А. Трипольской). Апробируется методика контекстного анализа на материале неологизмов в современном педагогическом дискурсе. Установлено, что в структуру прагматического макрокомпонента новых обозначений и самообозначений входят идеологический и оценочный микрокомпоненты значения. В свою очередь, идеологический микрокомпонент включает в себя компоненты маркирования новых идей, передачи идеального образа новой педагогики и идеи «другого», а оценочный  позитивной оценки, престижности новых педагогических профессий и технологий.

Ключевые слова: 

педагогический дискурс, заимствование, семантика, структура лексического значения, прагматический макрокомпонент значения, идеологический компонент значения, оценочные коннотации, стихийная лексикография

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017597781&origin=...

Pragmatics of new nominations and self-nominations in modern pedagogical discourse

Библиографическая ссылка:
Лаппо М. А. Прагматика новых обозначений и самообозначений в современном педагогическом дискурсе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 124–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1602.11
Список литературы: 
  1. Кожемякин Е. А. Образовательно-педагогический дискурс // Современный дискурс-анализ. - 2010. - Вып. 2, Т. 1. - С. 27-46.
  2. Слободчиков В. И. Антропология образования – как предчувствие смысла // Наука и школа. - 2015. - № 6. - С. 138-142.
  3. Добренькова Е. В. Социальная морфология образовательного дискурса: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. … д-ра социол. наук. - Ростов-н/Д, 2007. - 52 с.
  4. Fairclough N. Technologization of discourse // C. R. Caldas Coulthard and M. Coulthard (Eds), Texts and Practices: Readings in Critical Discourse Analysis. - London: Routledge, 1996. - P. 71–83.
  5. Вernstein B. Pedagogy, Symbolic Control and Identity: Theory, Research, Critique (Revised Edition). – Oxford: Rowman & Littlefield, 2000. – 232 p.
  6. Макеева С. О. Коммерциализация педагогического дискурса: обзор англоязычных публикаций последних лет // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 209-213.
  7. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М.: Наука, 1986. – 141 с.
  8. Апресян Ю. Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М.: ИЯ АН СССР, 1987. – С. 3–22.
  9.  Скляревская Г. Н. К вопросу о прагматической информации в толковом словаре: возможны ли прагматические пометы? // Лингвистическая прагматика в словаре. – СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 1997. – С. 6–13.
  10.  Булыгина Е. Ю., Трипольская Т. А. Способы лексикографирования прагматической информации в двуязычных словарях // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 6 (32). - С. 51-59.
  11.  Булыгина Е. Ю., Трипольская Т. А. Деидеологизация словарного описания религиозного слова в русской лексикографической традиции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2015. - Т. 14, № 2. - С. 61-67.
  12.  Булыгина Е. Ю., Трипольская Т. А. Язык городского пространства: словарь, карта, текст. – М.: Языки славянской культуры, 2015. - 240 с.
  13.  Глухих П. Л. Информационные компетенции для студентов-педагогов: ответ на новые запросы // Вестник педагогических инноваций. - 2015.  - № 3 (39). - С. 85-90.
  14.  Лаврентьева О. А. Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 171–174.
  15.  Козырев В. А., Черняк В. Д. Заимствованное слово в восприятии молодежи // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2012. - Т. 11, № 9. - С. 78-82.
  16.  Голованова Е. И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке / Ин-т яз. им. В. В. Виноградова РАН. – 2-е изд. – М.: Элпис, 2008. – 304 с.
  17.  Роботова А. С. Современный педагогический дискурс // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 12. - С. 19-25.
  18.  Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования. - 2000. - № 2 (27). - С. 106-111.
  19. Сушко Н. Г., Чолак А. П. Этико-психологические аспекты современного вузовского преподавания // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5. № 1. - С. 155-156.
  20. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». - М.-Тверь: «СФК-офис». 246 с.
  21. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, № 3. - С. 41-57.
  22. Тиманюк В. Н. Пути повышения результативности профессиональной подготовки специалистов в области управления интеллектуальной собственности // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. - 2014.  - № 44.  - С. 60-67.
  23. Гаврилюк Г. В. Подготовка и повышение компетенций кадров с использованием технологий и структур коучинга // Новые технологии.  - 2010. - № 4. - С. 75.
  24. Гончарова Е. В., Шевченко Т. С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 14.
  25. Кларин М. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии // Организационная психология. - 2014. - Т. 4. №1. - С. 7.
Дата публикации 10.04.2016