Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 3, С. 7–17
УДК: 
376 (71) + 376(47)

Инклюзивное образование в Канаде и России: общность стратегических подходов и специфика тактических решений

Банч Г. О. 1 (Торонто, Канада), Чепель Т. Л. 2 (Новосибирск, Россия), Ряписова А. Г. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Йоркский университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье анализируется региональный опыт Новосибирской области как одного из крупнейших российских регионов в сопоставлении с опытом Канады, которая имеет значительно более длительную историю инклюзивного образования. Представлен обзор основных нормативных документов, регламентирующих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования. Подчеркивается, что инклюзия в образовании – это социально востребованная, реалистичная и педагогически оправданная модель обучения, которая приводит к положительным изменениям в системах национального образования. Отмечается важная роль организации и проведения международных научных школ по проблемам инклюзивного образования для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом с учетом национальных и региональных условий и особенностей государственно-правового регулирования в каждой стране. Выявляются сходство и различие в методологических подходах и результатах исследования инклюзивной практики. Инклюзивное образование рассматривается как один из возможных вариантов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья наряду с другими: обучение в специальных образовательных учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы для различных групп обучающихся. Описываются условия перехода к инклюзии в образовании и основные управленческие риски. В статье содержится обзор результатов мониторинговых исследований эффектов введения инклюзивного образования в Канаде и Новосибирской области – влияние на академическую успеваемость и социальную жизнь обучающихся. В заключение делаются выводы о том, что введение инклюзивного образования в массовую практику непременно должно сопровождаться поддержкой всей вертикали управления образованием, тех, кто определяет образовательную политику на основе уважения прав человека и социальной справедливости.

Ключевые слова: 

инклюзивное образование, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, история развития инклюзии в образовательном пространстве, условия перехода от образовательной сегрегации к инклюзии, анализ практики развития инклюзивного образования, результаты мониторинговых исследований эффективности инклюзивного образования.

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017592843&origin=...

Inclusive education in Canada & Russia: Joint strategic approaches & specific tactical decisions

Библиографическая ссылка:
Банч Г. О., Чепель Т. Л., Ряписова А. Г. Инклюзивное образование в Канаде и России: общность стратегических подходов и специфика тактических решений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 7–17. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.01
Список литературы: 
  1. Avramidis E., Kalyva E. The influence of teaching experience and professional development on Greek teachers’ attitudes towards inclusion // European Journal of Special Needs Education. – 2007. – Vol. 22, Issue 4. – P. 367–389. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08856250701649989.
  2. Bunch G., Valeo A. Student attitudes toward peers with disabilities in inclusive and special education schools // Disability and Society. – 2004. − № 19 (1). − P. 61–76.
  3. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. – Toronto: Inclusion Press, 2015.
  4. Ellins J. M., Porter J. Departmental differences in attitudes to special educational needs in the secondary school // British Journal of Special Education. – 2005. – Vol. 32, № 4. – P. 188–195.
  5. Loreman T., Deppeler J., Harvey D. Inclusive education: A partical guide to supporting diversity in the classroom: chap. 1. – London; New York: Routledge Falmer, 2005. – P. 1–273.
  6. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education (Using evidence-based teaching strategies). – London; New York: Routledge, Taylor&Francis Group, 2008.
  7. Opdal L. R., Wormnaes S., Habayeb A. Teachers’ opinions about inclusion: A pilot study in a Palestinian context // International Journal of Disability, Development and Education. – 2001. – Vol. 48, № 2. – P. 143–162.
  8. Банч Г. Инклюзия в действии: размышления и решения / пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой, Я. Кирсанова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 117 с.
  9. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.  
  10. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве). – М.: Перспектива, 2009.
  11. Моисеев A. M., Кравцов С. С. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа: монография. – М.: Готика, 2005. – 252 с.
  12. Немова Н. В. Профильное обучение старшеклассников – новая педагогическая стратегия российской школы // Директор школы. – 2004. – № 10. – С. 49–58.
  13. Немова Н. В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-классников // Директор школы. – 2005. – № 5. – С. 41–49.
  14. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 226–232.
  15. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 33–41.
Дата публикации 29.06.2016