Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 3, С. 30–39
УДК: 
316.7(430)

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в Германии: парадигма справедливости и воспитания

Валькенхорст Ф. 1 (Кёльн, Германия), Гребенкина А. А. 2 (Новосибирск, Россия), Гребенкин Е. В. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Кёльнский университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье анализируются специфика и условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Германии. На основе синтеза ключевых составляющих системы отправления правосудия рассматриваются ее базовые рамки и морально-этические основы. Дается сравнение стационарного и амбулаторного наказания, аргументируется мысль о том, что исправление несовершеннолетних правонарушителей при помощи мер амбулаторного характера более эффективно в сравнении с отбыванием срока в стационарном исправительном учреждении. Особое внимание уделено описанию деятельности негосударственных социально-педагогических структур, которые находятся в подчинении Министерства юстиции Германии. Определяется характер взаимодействия судей, педагогов и подростков, обозначаются этапы пробации несовершеннолетних правонарушителей в амбулаторных условиях: адаптация – терапия – ресоциализация. Описывается метод конфронтации «горячий стул», который является одним из механизмов регуляции эмоций и преодоления аффективно-поведенческих комплексов у несовершеннолетних, склонных к насилию. Высказывается идея о том, что, с одной стороны, тюремная изоляция несовершеннолетних от общества свидетельствует о справедливости и неотвратимости возмездия, с другой – в полной мере не гарантирует снижения рецидивной преступности. Воспитательная парадигма и принципы, обусловливающие систему отправления правосудия: принцип субсидиарности, принцип соразмерности, принцип одной санкции и принцип субституции, являются показателями общественного прогресса и гражданского сознания.

Ключевые слова: 

ресоциализация, несовершеннолетний правонарушитель, сценарии, этапы исправления, адаптация, групповая терапия, пробация, просоциальное поведение, амбулаторное наказание, устранение вредных последствий, суд по делам несовершеннолетних

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017638318&origin=...

Resocialization of juvenile offenders in Germany: The paradigm of justice & education

Библиографическая ссылка:
Валькенхорст Ф., Гребенкина А. А., Гребенкин Е. В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в Германии: парадигма справедливости и воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 30–39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.03
Список литературы: 
  1. Бибик О. Н. Введение в ювенальное уголовное право Германии. – Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2009. – 83 с.
  2. Бибик О. Н. Общие закономерности применения педагогических и уголовных наказаний // Библиотека криминалиста. – 2013. – № 4 (9). – С. 30–38
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
  4. Гуськова А. П., Емельянов В. А., Юрченко Л. В. Уголовно-процессуальные вопросы организации ювенального судопроизводства в современной России: монография. – Оренбург: ОГАУ, 2009. – 216 с.
  5. Гайнц В. Уголовные санкции в немецком уголовном праве по делам несовершеннолетних – цель, применение и влияние. 12 тезисов [Электронный ресурс]: доклад в рамках мероприятия МПС-Фонда «Судопроизводство по делам несовершеннолетних и альтернативные формы наказания», сделанный 28 марта 2006 г. в Бонне. – URL: http://www.uni-konstanz.de/rtf/kis/heinz-sanktionen-jugendstrafrecht-ru.htm (дата обращения: 03.06.2016).
  6. Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (Российская адаптированная версия) / под науч. ред. В. Н. Ткачева. – Ростов н/Д: Книга, 2011. – 148 с.
  7. Чашин А. Н. Ювенальная юстиция / под ред. А. Н. Чашина. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 112 с.
  8. Brand M., Saasmann M. Anti-Gewalt-Training für Gewalttäter. Ein sozialpädagogisch konfrontatives Training zum Abbau der Gewaltbereitschaft // Deutsche Vereinigung für Jugendgerichte und Jugendgerichtshilfen.– 1999. – № 4. – S. 419–425.
  9. Giesecke H. Pädagogik als Beruf: Grundformen pädagogischen Handelns. – 11. Aufl. – Weinheim; München: Beltz Juventa, 2013. – 149 s.
  10. Goedler J. Jugendgerichtshilfe durch freie Träger. Voraussetzung und Ausgestaltung, die Beteiligung der freien Jugendhilfe bei Mitwirkung im Strafverfahren // Zeitschrift für Jugendkriminalrecht und Jugendhilfe. –2005. – № 4. – S. 422–423.
  11. Cornel H., Kawamura-Reindl G., Maelicke B., Sonnen B. R. (Hg) Resozialisierung: Handbuch. – Baden-Baden: Nomos, 2009. – 470 s.
  12. Kawamura-Reindl G., Schneider S. Lehrbuch Soziale Arbeit mit Straffälligen. – 1. Aufl. – Weinheim: Beltz Juventa, 2015. – S. 172–175.
  13.  Ostendorf H. Jugendstrafrecht. – 7., völlig überarb. Aufl. – Baden-Baden: Nomos, 2013. – 328 s.
  14. Sipos V., Schweiger U. Gruppentherapie: ein Handbuch für die ambulante und stationäre verhaltenstherapeutische Praxis. – 1. Aufl. – Stuttgart: Kohlhammer, 2013. – 220 s.
  15. Traumatisierte Kinder, gewalttätige Jugendliche, hochstrittige Eltern: Lösungswege aus schwierigen Familienkonstellationen. – Köln: Bundesarbeitsgemeinschaft d. Kinderschutz-Zentren, 2013. – 360 s.
Дата публикации 29.06.2016