Интерпретации различных аспектов образования в Великобритании
2 Новосибирский государственный педагогический университет
В статье раскрываются интерпретации различных аспектов образования с учетом терминологических особенностей и трактовок наиболее употребительных понятий, используемых для характеристики образования в Великобритании: education, learning, training, adult и др. Education – термин, используемый для обозначения формального образовательного процесса, соотносится с отечественным понятием «образование». Learning – процесс качественных изменений, которые происходят с человеком в результате преднамеренного усвоения новых знаний и приобретения соответствующих навыков, соотносится с понятием «учение» в русском языке или «научение» в психологии. Training используется в ситуациях, когда речь идет о краткосрочных интенсивных курсах, например, повышения квалификации, в русском – тренинг. Большинство понятий рассматривается в контексте образования взрослых (студентов университетов и т. д.), поэтому представлена трактовка понятия «взрослый» в соотношении с понятием «зрелый».
«Учение на протяжении всей жизни» (Lifelong Learning, LLL) является сегодня одним из базовых понятий и основным направлением развития образования в Великобритании. Впервые термин использовался для образовательной сферы в 1972 г., когда ЮНЕСКО опубликовала отчет «Faure report». Его влияние на развитие общества описано с позиции трех социологических моделей: функционализма, структурализма и социального взаимодействия. Согласно модели функционализма, у каждого есть определенная функция, которую он должен выполнять в обществе, и основная задача образования – подготовить человека к выполнению этой функции. Сторонники структурализма утверждают, что в обществе постоянно происходит перераспределение силы между разными его частями, а образование может выступать инструментом в этом процессе. Модель социального взаимодействия объясняет влияние индивида на образовательную систему.
Материал для данной статьи был собран в Британской библиотеке. Поддержка данного проекта осуществлена в рамках благотворительной деятельности на средства, предоставленные Фондом М. Прохорова.
учение на протяжении всей жизни, высшее образование, образование взрослых
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017597337&origin=...
1 Анисимова А. Г. Термины гуманитарных наук: проблема выбора эквивалента // Актуальные проблемы английского языкознания: сборник научных статей. – М.: Маркпресс, 2012. – С. 270–279.
2 Государев И. Б. К вопросу о терминологии электронного обучения // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 180–183.
3 Проданова Н. В. Терминологические проблемы в определении сущности нравственного воспитания в современной педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 3 – С. 45–46.
4 Широколобова А. Г. Перевод терминов с учетом их когнитивных особенностей // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2010. – № 1. – С. 108–111.
5 Языкова Е. В. Орфографическая вариантность термина E-learning в современном английском языке // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2011. – № 13. – С. 283–288.
6 O’Grady A. Lifelong Learning in the UK. An introductory guide for educational studies. – London; New York: Routledge, 2013. – 126 p.
7 Armitage A., Bryant R., Dunnill R. Teaching and Training in Post-compulsory Education. – 2nd edition. – Maidenhead: Open University Press, 2003. – 306 p.
8 Bourdieu P. The Forms of Capital / trans. R. Nice // Hasley A. H., Lauder H., Brown P., Wells A. S. Education: Culture, Economy and Society. – Oxford: Oxford University Press, 1997. – 427 p.
9 Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice / trans. R. Nice. – Cambridge: Cambridge University Press, 1977. – 376 p.
10 Coffield F. Breaking the Consensus: Lifelong Learning as Social Control // British Educational Research Journal. – 1999. – Vol. 25, Issue 4. – P. 479–499. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0141192990250405
11 Coffield F. Can the UK Become a Learning Society? The 4th Annual Education Lecture. – London: Royal Society of Arts, 1997. – 315 p.
12 Drucker P. F. A Functioning Society: Selections from Sixty-five Years of Writing on Community, Society and Policy. – New Brunswick, NL and London: Transaction Publishers, 2003. – 264 p.
13 Durkheim E. The Rules of Sociological Method. – London: Macmillan, 1982. – 265 p.
14 Faure E., Herrera F., Kaddoura A. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. – Paris: UNESCO, 1972. – 313 p.
15 Field J. Lifelong Education // International Journal of Lifelong Education. – 2001. – Vol. 20, Issue 1. – P. 3–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09638280010008291
16 Giddens A. Sociology. – 6th ed. – London: Polity Press, 2007. – 1023 p.
17 Jarvis P. Globalisation, Lifelong Learning and the Learning Society. – London: Routledge, 2007. – 256 p.
18 Jarvis P. Adult Learning in the Social Context. – London: Croom Helm, 1987. – 240 p.
19 Parsons T. Theories of Society: Foundations of Modern Sociological Theory. – New York: Free Press, 1961. – 1479 p.
20 Rogers A. Non-formal Education, Flexible Schooling or Participatory Education? – Hong Kong: Comparative Education Research Centre, University of Hong Kong, 2004. – 318 p.
21 Slowey M., Schuetze H. G. Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. – London; New York: Routledge, 2012. – 299 p.
22 Tissot P. Terminology of Vocational Training Policy. A multilingual glossary of key terms for an enlarged Europe. – Luxembourg: European Centre for the Development of Vocational Training, 2004. – 59 p.
23 Willis P. Learning to Labor: How Working Class Kids Get Working Class Jobs. – New York: Columbia University Press, 1977. – 226 p.