Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 4, С. 108–118
УДК: 
378.4

Кросскультурное исследование влияния краткосрочных языковых курсов за рубежом на овладение иностранным языком [In English]

Хорошилова С. П. 1 (Новосибирск, Россия), Костина Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье представлены результаты исследования, проведенного во время реализации на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» международной программы обменов, в которой участвовали студенты трех высших учебных заведений из разных стран. Исследование, выполненное в кросскультурной парадигме знания, раскрывает отношение студентов России, Франции и Германии к краткосрочным языковым курсам за рубежом и представляет результаты сравнительного анализа оценки студентами с разной этнокультурной спецификой влияния краткосрочных курсов на овладение иностранным языком и культурой изучаемой страны. В исследовательском проекте приняли участие 64 студента из трех стран. Методы исследования включали в себя наблюдение и анкетирование. Оценка значимости различий в результатах ответов на вопросы анкеты трех групп студентов проводилась с использованием критерия хи-квадрат Пирсона. Проведенное нами исследование показало, что большинство респондентов, независимо от их национальной принадлежности, заинтересованы в получении опыта обучения на краткосрочных языковых курсах за рубежом в будущем, и дают высокую оценку влиянию таких образовательных программ на большинство компонентов языковой иноязычной компетенции, а также на кросс-культурную компетенцию. Разница в утвердительных ответах среди испытуемых групп признана статистически значимой только в отношении важности правильного произношения, грамматики и орфографии. Выявленные различия в оценках респондентов из России, Франции и Германии, на наш взгляд, могут быть объяснены как индивидуальными, так и профессиональными интересами студентов, принявших участие в исследовании, а не их национально-культурными особенностями.

Ключевые слова: 

академическая мобильность, краткосрочные курсы, кросскультурное исследование, языковая компетенция

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85015949827&origin=...

Cross-cultural study of the impact of short-term language courses abroad on language acquisition

Библиографическая ссылка:
Хорошилова С. П., Костина Е. А. Кросскультурное исследование влияния краткосрочных языковых курсов за рубежом на овладение иностранным языком [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 108–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.10
Список литературы: 

1          Byram M., Dervin F. Students, Staff and Academic Mobility in Higher Education. – Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2008. – 312 p.

2          Chieffo L., Griffiths L. Here to stay: Increasing acceptance of short-term study abroad programs // The handbook of practice and research in study abroad / Ed. R. Lewin. – New York: Routledge, 2009. – P. 365–380.

3          Hadis B. F. Why are They Better Students When They Come Back? Determinants of Academic Focusing Gains in the Study Abroad Experience // Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. – 2005. – № 11. – P. 57–70.

4          Kitsantas A. Studying Abroad: the Role of College Students’ Goals on the Development of Cross-cultural Skills and Global Understanding // College Student Journal. – 2004. – № 38 (3). – P. 441–452.

5          Magnan S. S., Back M. Social Interaction and Linguistic Gain during Study Abroad // Foreign Language Annals. – 2007. – № 40. – P. 43–61.

6          Poole D., Davis T. Concept mapping to measure outcomes in study abroad programs // Social Work Education. – 2006. – 25 (1). – P. 61–77.

7          Savage B., Hughes H. How does Short-term Foreign Language Immersion Stimulate Language Learning? // Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. – 2014. – № 24 (2). – P. 103–120.

8          Scott P. Dynamics of Academic Mobility: Hegemonic Internationalisation or Fluid Globalisation // European Review. – 2015. – 23. – P. S55–S69. DOI: 10.1017/S1062798714000775.

9          Second Language Acquisition in a Study Abroad Context / Ed. B. F. Freed. – Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1995. – 345 p.

10      Sutton R. C., Rubin D. L. The GLOSSARI Project: Initial Findings from a System-wide Research Initiative on Study Abroad Learning Outcomes // Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. – 2004. – 10. – P. 65–82.

11      Thomas D. C. Domain and Development of Cultural Intelligence: the Importance of Mindfulness // Group and Organizational Management. – 2006. – Vol. 31, № 1. – P. 78–99.

12      Williams T. R. Exploring the impact of study abroad on students’ intercultural communications skills: Adaptability and sensitivity // Journal of Studies in International Education. – 2005. – № 9. – P. 356–371.

13      Yurtseven N., Altun S. Intercultural Sensitivity in Today’s Global Classes: Teachers Candidates’ Perceptions // Journal of Ethnic and Cultural Studies. – 2015. – № 2 (1). – P. 49–54.

14      Bazhenova E. Content Analysis of the Category “Academic Mobility of Students” // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2013. – Vol. 13  (4). – P. 483–488.

15      Khoroshilova S., Kostina E., Bezdenezhnykh L., Vezirov T., Shibaev V. Academic Mobility: The Impact of Short-Term Language Courses Abroad on the Development of Language Competences // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – № 214. – P. 992–999. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.691

16      Галичин В. А., Карпухина Е. А., Матвеев В. В., Сугакова А. П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. – М.: Университетская книга, 2009. – 460 с.

Дата публикации 17.08.2016